Standard

О научном наследии Михаила Ивановича Владиславлева. / Мироненко, Ирина Анатольевна.

In: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, Vol. 12, No. 1, 2022, p. 19–28.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

Мироненко, ИА 2022, 'О научном наследии Михаила Ивановича Владиславлева', ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, vol. 12, no. 1, pp. 19–28.

APA

Мироненко, И. А. (2022). О научном наследии Михаила Ивановича Владиславлева. ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, 12(1), 19–28.

Vancouver

Мироненко ИА. О научном наследии Михаила Ивановича Владиславлева. ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. 2022;12(1):19–28.

Author

Мироненко, Ирина Анатольевна. / О научном наследии Михаила Ивановича Владиславлева. In: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. 2022 ; Vol. 12, No. 1. pp. 19–28.

BibTeX

@article{b20bcc0474f748b1930b4e66ab97b379,
title = "О научном наследии Михаила Ивановича Владиславлева",
abstract = "В статье обсуждается место и значение научного наследия М. И. Владиславлева (1840–1890). После стажировки в Германии Владиславлев защитил магистерскую диссертацию «Современные направления в науке о душе», впоследствии опубликованную, и работал в Санкт-Петербургском университете. В 1885–1887 гг. он занимал пост декана истори-ко-философского факультета, с 1887 г. до своей смерти в 1890 г. пост ректора. Его уче-никами были многие российские психологи и философы, такие как А. И. Введенский, Н. Я. Грот, Н. Н. Ланге и другие. Психологические воззрения Владиславлева подробно изложены в трех томах общим объемом более полутора тысяч страниц. Здесь представ-лена история психологии от древнейших времен, современные ему направления в психо-логической науке, а также его собственное целостное вдение дисциплины: развернуто представлена методология психологии и содержательно охарактеризована общая струк-тура психики и весь спектр психических явлений, психических процессов, состояний и свойств. В дальнейшем ученый оказался забыт в силу несоответствия его методологи-ческих предпочтений той методологии и идеологии, на которых строилась российская наука ХХ в. Владиславлев использовал и развивал метод интроспекции. Когда в рос-сийской науке укрепилась методология, основанная на примате экспериментального метода, интроспекция получила клеймо «ненаучности». Работы ученых, отстаивавших этот метод, не считались значимыми, игнорировались. В последние десятилетия ХХ в. в методологии психологии, как и в общей методологии науки, произошли существенные изменения. Стала очевидной культурная обусловленность и относительность научных идеалов и норм, выросло влияние «гуманитарной» парадигмы, ширится применение нарративных подходов. В статье анализируется научное наследие Владиславлева, об-суждается его значимость и релевантность его идей в контексте современных тенденций постнеклассической науки",
keywords = "М. И. Владиславлев, история психологии, психология в Санкт-Петербургском университете, интроспекция, русский волюнтаризм",
author = "Мироненко, {Ирина Анатольевна}",
note = "Мироненко, И. (2022). О научном наследии Михаила Ивановича Владиславлева. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 12(1), 19–28. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.102",
year = "2022",
language = "русский",
volume = "12",
pages = "19–28",
journal = "Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология ",
issn = "2658-3607",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - О научном наследии Михаила Ивановича Владиславлева

AU - Мироненко, Ирина Анатольевна

N1 - Мироненко, И. (2022). О научном наследии Михаила Ивановича Владиславлева. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 12(1), 19–28. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.102

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - В статье обсуждается место и значение научного наследия М. И. Владиславлева (1840–1890). После стажировки в Германии Владиславлев защитил магистерскую диссертацию «Современные направления в науке о душе», впоследствии опубликованную, и работал в Санкт-Петербургском университете. В 1885–1887 гг. он занимал пост декана истори-ко-философского факультета, с 1887 г. до своей смерти в 1890 г. пост ректора. Его уче-никами были многие российские психологи и философы, такие как А. И. Введенский, Н. Я. Грот, Н. Н. Ланге и другие. Психологические воззрения Владиславлева подробно изложены в трех томах общим объемом более полутора тысяч страниц. Здесь представ-лена история психологии от древнейших времен, современные ему направления в психо-логической науке, а также его собственное целостное вдение дисциплины: развернуто представлена методология психологии и содержательно охарактеризована общая струк-тура психики и весь спектр психических явлений, психических процессов, состояний и свойств. В дальнейшем ученый оказался забыт в силу несоответствия его методологи-ческих предпочтений той методологии и идеологии, на которых строилась российская наука ХХ в. Владиславлев использовал и развивал метод интроспекции. Когда в рос-сийской науке укрепилась методология, основанная на примате экспериментального метода, интроспекция получила клеймо «ненаучности». Работы ученых, отстаивавших этот метод, не считались значимыми, игнорировались. В последние десятилетия ХХ в. в методологии психологии, как и в общей методологии науки, произошли существенные изменения. Стала очевидной культурная обусловленность и относительность научных идеалов и норм, выросло влияние «гуманитарной» парадигмы, ширится применение нарративных подходов. В статье анализируется научное наследие Владиславлева, об-суждается его значимость и релевантность его идей в контексте современных тенденций постнеклассической науки

AB - В статье обсуждается место и значение научного наследия М. И. Владиславлева (1840–1890). После стажировки в Германии Владиславлев защитил магистерскую диссертацию «Современные направления в науке о душе», впоследствии опубликованную, и работал в Санкт-Петербургском университете. В 1885–1887 гг. он занимал пост декана истори-ко-философского факультета, с 1887 г. до своей смерти в 1890 г. пост ректора. Его уче-никами были многие российские психологи и философы, такие как А. И. Введенский, Н. Я. Грот, Н. Н. Ланге и другие. Психологические воззрения Владиславлева подробно изложены в трех томах общим объемом более полутора тысяч страниц. Здесь представ-лена история психологии от древнейших времен, современные ему направления в психо-логической науке, а также его собственное целостное вдение дисциплины: развернуто представлена методология психологии и содержательно охарактеризована общая струк-тура психики и весь спектр психических явлений, психических процессов, состояний и свойств. В дальнейшем ученый оказался забыт в силу несоответствия его методологи-ческих предпочтений той методологии и идеологии, на которых строилась российская наука ХХ в. Владиславлев использовал и развивал метод интроспекции. Когда в рос-сийской науке укрепилась методология, основанная на примате экспериментального метода, интроспекция получила клеймо «ненаучности». Работы ученых, отстаивавших этот метод, не считались значимыми, игнорировались. В последние десятилетия ХХ в. в методологии психологии, как и в общей методологии науки, произошли существенные изменения. Стала очевидной культурная обусловленность и относительность научных идеалов и норм, выросло влияние «гуманитарной» парадигмы, ширится применение нарративных подходов. В статье анализируется научное наследие Владиславлева, об-суждается его значимость и релевантность его идей в контексте современных тенденций постнеклассической науки

KW - М. И. Владиславлев

KW - история психологии

KW - психология в Санкт-Петербургском университете

KW - интроспекция

KW - русский волюнтаризм

UR - https://psyjournal.spbu.ru/article/view/13341

M3 - статья

VL - 12

SP - 19

EP - 28

JO - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

JF - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

SN - 2658-3607

IS - 1

ER -

ID: 95015406