В статье обсуждается место и значение научного наследия М. И. Владиславлева (1840–1890). После стажировки в Германии Владиславлев защитил магистерскую диссертацию «Современные направления в науке о душе», впоследствии опубликованную, и работал в Санкт-Петербургском университете. В 1885–1887 гг. он занимал пост декана истори-ко-философского факультета, с 1887 г. до своей смерти в 1890 г. пост ректора. Его уче-никами были многие российские психологи и философы, такие как А. И. Введенский, Н. Я. Грот, Н. Н. Ланге и другие. Психологические воззрения Владиславлева подробно изложены в трех томах общим объемом более полутора тысяч страниц. Здесь представ-лена история психологии от древнейших времен, современные ему направления в психо-логической науке, а также его собственное целостное вдение дисциплины: развернуто представлена методология психологии и содержательно охарактеризована общая струк-тура психики и весь спектр психических явлений, психических процессов, состояний и свойств. В дальнейшем ученый оказался забыт в силу несоответствия его методологи-ческих предпочтений той методологии и идеологии, на которых строилась российская наука ХХ в. Владиславлев использовал и развивал метод интроспекции. Когда в рос-сийской науке укрепилась методология, основанная на примате экспериментального метода, интроспекция получила клеймо «ненаучности». Работы ученых, отстаивавших этот метод, не считались значимыми, игнорировались. В последние десятилетия ХХ в. в методологии психологии, как и в общей методологии науки, произошли существенные изменения. Стала очевидной культурная обусловленность и относительность научных идеалов и норм, выросло влияние «гуманитарной» парадигмы, ширится применение нарративных подходов. В статье анализируется научное наследие Владиславлева, об-суждается его значимость и релевантность его идей в контексте современных тенденций постнеклассической науки
Original languageRussian
Pages (from-to)19–28
Journal ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Volume12
Issue number1
StatePublished - 2022

    Scopus subject areas

  • Psychology(all)

ID: 95015406