Description

В современном мире конкурентоспособность стран в значительной степени зависит от уровня развития позитивного имиджа, формирующегося в отношении культуры страны, располагающихся на территории страны объектов культуры и того интереса, который вызывают во всем мире объекты культуры и искусства этой страны. Тем самым, глобальное восприятие России в мире связано не только с ее политическими успехами, богатством недр и совокупным экономическим потенциалом. Но и, прежде всего, с ее богатой культурой, множеством расположенных на территории страны культурных памятников, включенных в список объектов культурного наследия ЮНЭСКО, а также привлекательностью для крупных мировых игроков арт-рынка и коллекционеров во всем мире предметов русского искусства.Научная проблема экономического развития территории как единой хозяйственной и культурной единицы, в настоящее время становится все более важной. Города, как самостоятельные экономические единицы, способны развивать более или менее сильные бренды, которые конкурируют друг с другом в глобальной среде и за ресурсы, и за привлечение туристов, бизнесменов, инвесторов, и за глобальные проекты, способные оказать сильное влияние на рост дальнейшей привлекательности города. Среди городов, обладающих выраженной культурной идентичностью, осуществляется достаточно жесткая конкуренция. Лидерство в глобальной конкуренции городов позволяет получить значительный приток капиталов в ВВП страны, на территории которой находится город-лидер.Формирование сильных культурных брендов городов имеет тесные связи с уровнем развития арт-рынка, развиваемого в стране и четко ассоциируемого с конкретным городом. Арт-рынок и сам по себе является высоко доходным. При построении же интегрированной инфраструктуры города, которая бы охватывала все его рыночные кластеры, включая арт-рынок, культурный и образовательный сектора города, появится возможность эффективно управлять культурным брендом города.Арт-рынок является неотъемлемой и крайне важной составляющей социально-культурной сферы. В частности, именно благодаря спросу и предложению, формирующемуся на рынке предметов искусства, мировое сообщество получает представление об общих тенденциях развития культуры и способно выделить отдельные новые культурные пласты. Стоит также понимать, что многие произведения искусства просто бы не существовали, если бы в определенный исторический момент на них бы отсутствовал спрос и не было бы ни малейшей возможности реализации на рынке. В силу того, что данный рынок обладает рядом уникальных характеристик, которые делают его принципиально отличным от прочих рынков товаров и услуг, процессы, протекающие на нем, оказывают значительное влияние на развитие мировой культурной среды, общественное сознание, уровень культуры населения и экономическое поведение субъектов иных рынков. Кроме того, даже незначительные изменения, происходящие на арт-рынке, оказывают существенное воздействие на имидж определенного города или страны и развитие их территориальных брендов. Следовательно, уровень развития российского арт-рынка, тесно связанный с восприятием российского культурного наследия, привлекательностью российских культурных центров и силой культурного бренда России, может непосредственно влиять на прирост доходов и экономический рост страны. Арт-рынок и сам по себе имеет высокий потенциал доходности, так как при всей сложности предсказаний на этом рынке, доходы от продаж арт-объектов могут быть очень значительны. Более того, уровень развития арт-рынка влияет на его привлекательность для осуществления на территории с сильным арт-рынком крупных культурных мероприятий и арт-событий, которые привлекают сюда сильных игроков мирового арт-рынка, и способствуют получению доходов от этих мероприятий, и косвенно повышают ценность российских арт-объектов и престиж приобретения работ российских мастеров. Реализация эффективной экономической политики на арт-рынке будет способствовать восприятию России в мире, как сильного игрока мирового арт-рынка, а также повышению прямых доходов России от активных арт-сделок и росту доходов от культурного туризма и арт-мероприятий.Актуальность выбранной темы для Санкт-Петербурга очень высока, так как город имеет выраженную культурную ориентацию, и его глобальная конкурентоспособность по отношению к другим мировым культурным центрам требует серьезного укрепления. На современном этапе, когда имидж России страдает из-за сложившейся политической ситуации,необходимо предложить новые возможности для развития сильного бренда Санкт-Петербурга, ассоциируемого с его культурной идентичностью и перспективными направлениями развития российского арт-рынка.Конкретные задачи в рамках проблемы, на которые направлен проект, состоят в следующем:1. в культур-философском ключе осмыслить феномены бренда и арт-рынка Петербурга, его бытования в периода Петербурга, Петрограда, Ленинграда, как и среды и практик бытования вещи, арт-объекта в контексте арт-рынка; 2. на основании проведенных исследований выработать конкретные рекомендации по формированию и структурному улучшению практик арт-рынка Санкт-Петербурга. Новизна поставленной в работе задачи: - связана с систематизацией существующих подходов к исследованию экономических основ арт-рынка;  - связана с адаптацией применения механизмов прорывного позиционирования к продвижению арт-объектов и созданию сильных брендов городов; - состоит в разработке стратегии развития арт-рынка и программы мер государственного регулирования, направленных на достижение целевых ориентиров его развития; - заключается в проведении сравнительного анализа культурного бренда Санкт-Петербурга с другими культурными брендами городов, в значительной степени ассоциированных с арт-сферой, и использующих элементы прорывного позиционирования; - заключается в том, что показано, что в современных условиях активизация российского арт-рынка может способствовать росту культурного бренда России и повышению ее престижа на мировом культурном рынке. Реализация эффективных мер государственного регулирования может позитивно сказаться не только на росте оборотов российского арт-рынка, но и позитивно отразиться на ВВП страны, хотя конечно вклад деятельности на арт-рынке и не столь велик. 
Современное состояние исследований по избранной проблематике.
Теоретические и практические аспекты развития и совершенствования управления арт-рынком,представлены в работах российских и зарубежных авторов, таких как: В.А.Колычева, Е.А.Макарова, Е.Л. Шекова, Т. Байер, О. Вельтуис, М. Мозес, Дж.Мей, Дж. Пэйдж, Г. Редфорд, Д. Смит, Дж. Флетчер и др. Разработке вопросов продвижения арт-объектов и создания их брендов посвящены труды таких российских и зарубежных ученых, как А.Арутюнова, К. Келлер, Ф. Котлер, М.В. Пашкус, П.Досси, Д.Томпсон, Ф. Хук. Не смотря, на высокую популярность исследований функционирования арт-рынка, подавляющее большинство и российских, и зарубежных исследований носит искусствоведческий и культурологический характер. Проблематикой же комплексных исследований (как в области культурологии и искусствоведения, так и в области маркетинга,экономической политики и государственного регулирования арт-рынка) разработана крайне слабо. Все это повышает актуальность данного исследования.
Предлагаемые методы и подходы:
Междисциплинарный подход к осмыслению феноменов бренда и  арт-рынка в Петербурге является ключом к анализу избранной многомерной и недостаточно изученной области.
В этой связи в культур-философской части настоящей НИР будет использован системно-синергетический подход, сравнительный, синхронический, диахронический методы, привлечен аппарат философии, философии культуры, культурной антропологии, герменевтики.   В маркетингово-экономической составляющей настоящей НИР будут использованы такие методы как: Модифицированная методика оценки бренда Кевина Келлера, Модифицированная методика оценки бренда Y&R (Янг энд Рубикам), Модифицированная методика оценки бренда Boston Consulting Group, Модель оценки конкурентоспособности (по модифицированной матрице МакКинси), Модель прорывного позиционирования (по Кейгану и Вогелю).Общий план работы на весь срок деятельности проекта включает в себя:1. Работу с информационными источниками, размещенными в сети Интернет, в библиотеках г. Санкт-Петербурга и г. Москвы, работу с имеющимися галереями, сбор необходимых сведений и информации разработки материала для выступлений и публикаций;2. Публикация в научных периодических изданиях не менее 10 научных статей в изданиях, индексируемых в базах данных РИНЦ / ВАК / WoS / Scopus;3. Публикация в научных периодических изданиях не менеене менее 1 научной статьи в изданиях, индексируемых базами данных WoS / Scopus;4. Публикация в непериодических изданиях планируется не менее 3-х докладов по результатам участия в российских / всероссийских / международных конференциях, в том числе на конференциях, индексируемой WoS;5. Выступление не менее чем с 3-я докладами по результатам участия в российских / всероссийских / международных конференциях, в том числе на конференциях, индексируемой WoS;6. Проведение не менее 1 научного мероприятия в форме круглого стола по проблематике настоящего исследования; Имеющийся у коллектива исполнителей научный задел по проекту: Мальцева Ю.М. является автором монографии, автором статьи, индексируемой БД Scopus, соисполнителем гранта РФФИ №17-03-00613 "Феномен вещи в информационной культуре", где развивает проблематику вещи в аспекте ее бытования в современных актуальных арт-пространствах, является автором ряда публикаций по проблематике настоящей НИР, что свидетельствует о ее глубокой погруженности в проблему, достаточной квалификации и владении методологическим аппаратом, необходимыми для  проведения исследования по сформулированным "болевым" точкам современности в части осмысления обращения вещи в арт-средах в общем и на арт-рынке Санкт-Петербурга в частности как в историко-, культур-философском, так и современном уровне. Пашкус В.Ю. является автором не менее 8 публикаций по проблематике НИР, имеет тесные профессиональные связи как в Кафедрой культурологии, философии культуры и эстетики, так и с коллегами по подразделению А.В. Волковой и А.А. Кольцовой, также являющимися авторами публикаций по проблематике НИР, в то же время владеющими специфической меркетиногово-экономической метододлогической базой, что сообщает настоящей НИР междисциплинарность и действенный комплексный подход. К настоящей НИР привлечены талантливые студенты, являющиеся ценным и достаточно квалифицированным кадровым приобретением для выполнения задач по проблематике настоящего исследования, а именно:Николаев Александр Валерьевич, магистрант 2 курса программы "Философия искусства" Института философии СПбГУ; Защитил диплом по теме"Долг: между теорией и идеологией" (2017, Факультет свободныхискусств и наук СПбГУ, научный руководитель Погребняк А.А.); В настоящее время работает надмагистерской диссертацией по теме "Эстетические проблемы материальногостарения артефактов" (научный руководитель Радеев А.Е.). Является автором научной публикации, индексируемой в БД WoS Николаев А.В. Программывозвращения реальности: Виктор Шкловский и Сьюзен Сонтаг // Вестник Томскогогосударственного университета. 2018. 429. С. 28-33. DOI:10.17223/15617793/429/3. 

Наумова Ольга Андреевна, СПбГУ, Институт Философии, кафедра культурологии, философии культуры и эстетики, направление «Философия искусства», очная форма, бюджетная основа; О.А. Наумова закончила бакалавриат СПбГУ в 2017 г. по направлению«Философия», все четыре года  работала на кафедре культурологии, философии культуры и эстетики. В курсовых работах Ольга последовательно развивала тему импрессионизма, однако ВКР решила посвятить исследованию методов философского анализа искусства. Тема ее ВКР: «Феноменологический и герменевтический подходы к проблеме понимания художественного произведения». Целью ее работы было рассмотреть отличительные черты методологии феноменологии,  герменевтики и герменевтической феноменологии(философской герменевтики) для выявления их прикладного потенциала. Был проведен сравнительный анализ представленных методов на примере конкретных живописных произведений (К. Малевича и Ж. Дюпре), выяснено, что результат их прикладного применения зависит, в том числе, от специфики предмета, на который направлена интерпретация. Последовательно отстаивался тезис, что теория не должна быть оторвана от практики, тем более, когда речь идет об искусстве. Именно это и отличает ее работы от остальных, поскольку ввиду прикладного аспекта результаты ее исследований можно применять не только в научной деятельности, но во многих  других сферах. Магистерская диссертация:  «Поэтика пейзажа в искусстве импрессионизма:опыт философско-герменевтического анализа» и посвящена анализу пейзажа как выражения миропонимания человека XIX века, отражения его картины мира. В свою очередь для понимания этого живописного текста, необходимо прибегнуть к поэтике,  то есть исследовать, как через художественные приемы (композиция, колорит) герменевтико-феноменологический метод может извлечь из произведения более глубокие значения. В этой работе важны не только теоретические, но и  прикладные аспекты исследования, уделено большое внимание анализу примеров из импрессионистской живописи, изменившей мир искусства, исследование которой все еще актуально для современной эстетики. Тема диссертации подразумевает знакомство с обширным историко-философским материалом, глубокое знание философских первоисточников последних двух столетий, а также имеет непосредственное касательство к избранной проблематике НИР. О.А. Наумова является также автором научной публикации по тематике НИР: Супрематическая живопись К. Малевича и понятие «надежность»у М. Хайдеггера: опыт интерпретации // Вестник Московского Университета. Серия7: Философия. 2018. №3. С.85-99., ведет социально, культурно активный образ жизни, волонтер РЭК, Ночи музеев, бала СПбГУ, что подразумевает глубокую погруженность О.А. Наумовой в тематике НИР. Сорокина Алина Олеговна, магистрантка 2 курса программы "Философияискусства" Института философии СПбГУ; Защитила ВКР (бакалавра) на тему "Феномен политической субъективации в современном кинематографе (научный руководитель: А.Е. Радеев, Институт философии СПбГУ, 2017); В настоящее время работает над ВКР (магистра)"Визуальный опыт в эпоху технической воспроизводимости искусства (на примере художественного авангарда)" (научный руководитель: А.Е. Радеев), ввиду чего теоретический опыт Сорокиной А.О. окажется исключительно полезным в процессе анализа и изучения специфики современного арт-объекта. Буглак Никита Сергеевич обучается на втором курсе магистратуры  по направлению «Философия Искусства» в Институте философии СПбГУ. Тема диссертации: «Фигура куратора в современной культуре». Закончил бакалавриат по направлению «Философия» в Институте философии СПбГУ. Тема ВКР: «Феноменология интеллигибельного. Сознание  иобъективная реальность.» Имеет публикацию: «Э. М. Сороко и философия золотого сечения» в сборнике научных статей IX международной научной конференции «ИСТОРИЯ МОГИЛЕВА: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ» 2015 г. Проходил программу включённого обучения в университете Кипра«University of Cyprus»в зимнем семестре 2015-2016 гг. Проходил программу включённого обучения в Германии в «Heidelberg University»в зимнем и летнем семестре 2017-2018 гг. Участвовал в волонтерской деятельности на Фестивале знаний СПбГУв октябре 2016 года. Опыт Буглака Н.С. И его погруженность в проблематику обращения современного арт-объекта в пространстве арт-рынка, пространствах актуальных художественных практик окажется чрезвычайно полезным в рамках настоящей НИР.

Детальный план работ на весь период выполнения проекта:фев.2019 - Работа с информационными источниками, размещенными в сети Интернет, в библиотеках г. Санкт-Петербурга и г. Москвы, работу с имеющимися галереями, сбор необходимых сведений и информации разработки материала для выступлений и публикаций;март, апр., окт.  2019 - Выступление не менее чем с 3-я докладами по результатам участия в российских / всероссийских / международных конференциях, в том числе на конференциях, индексируемой WoS; май  2019 - Проведение не менее 1 научного мероприятия в форме круглого стола по проблематике настоящего исследования; публикация материалов работы круглого стола;июнь, июль 2019 - Публикация в научных периодических изданиях не менее 5 научных статей в изданиях, индексируемых в базах данных РИНЦ / ВАК / WoS / Scopus;авг. 2019 - проведения встречи рабочей группы, разбор подготовленных материалов для публикации научной статьи в периодическом издании, индексируемом WoS / Scopusсент., окт. 2019 - Публикация в научных периодических изданиях не менее 5 научных статей в изданиях, индексируемых в базах данных РИНЦ / ВАК / WoS / Scopus;ноя. 2019 Публикация в научных периодических изданиях не менее 1 научной статьи в изданиях, индексируемых базами данных WoS / Scopus; Представление материала в результатах проведения настоящего исследования для опубликовании на сайте СПбГУ объемом не менее 2000 знаков.

Ожидаемые результаты и их научная и общественная значимость:

1. Публикация в научных периодических изданиях не менее 10 научных статей в изданиях, индексируемых в базах данных РИНЦ / ВАК / WoS / Scopus;

2. Публикация в научных периодических изданиях не менее 1 научной статьи в изданиях, индексируемых базами данных WoS / Scopus;

3. Публикация в непериодических изданиях планируется не менее 3-х докладов по результатам участия в российских / всероссийских / международных конференциях, в том числе на конференциях, индексируемых WoS;

4. Выступление не менее чем с 3-я докладами по результатам участия в российских / всероссийских / международных конференциях, в том числе на конференциях, индексируемых WoS;

5. Проведение не менее 1 научного мероприятия в форме круглого стола по проблематике настоящего исследования; публикация материалов круглого стола;

6. Представление материала в результатах проведения настоящего исследования для опубликовании на сайте СПбГУ объемом не менее 2000 знаков.

7. Концептуализация и комплексный культур-философский анализ феномена арт-рынка и арт-рынка Санкт-Петербурга.

8. Выработка конкретных рекомендаций для улучшения структурных элементов арт-рынка Санкт-Петербурга для усиления бренда Санкт-Петербурга как в региональном, так и в мировом значении. 

Layman's description

Анализ культурного бренда Санкт-Петербурга с другими культурными брендами городов, в значительной степени ассоциированных с арт-сферой, и использующих элементы прорывного позиционирования;- заключается в том, что, как показано, в современных условиях активизация российского арт-рынка может способствовать росту культурного бренда России и повышению ее престижа на мировом культурном рынке, чему поспособствовало бы осмысление в культур-философском ключе феноменов бренда и арт-рынка Петербурга, его бытования в периода Петербурга, Петрограда, Ленинграда, как и среды и практик бытования вещи, арт-объекта в контексте арт-рынка, а также выработка конкретных рекомендации по формированию и структурному улучшению практик арт-рынка Санкт-Петербурга. Поставленная задача связана как с систематизацией существующих подходов к исследованию экономических основ арт-рынка, так и связана с адаптацией применения механизмов прорывного позиционирования к продвижению арт-объектов и созданию сильных брендов городов; - состоит в разработке стратегии развития арт-рынка и программы мер государственного регулирования, направленных на достижение целевых ориентиров его развития; - заключается в проведении сравнительного
реализация эффективных мер государственного регулирования может позитивно сказаться не только на росте оборотов российского арт-рынка, но и позитивно отразиться на ВВП страны, хотя конечно вклад деятельности на арт-рынке и не столь велик.

Key findings for the project

Для прояснения ряда вопросов в соостветственно сформулированным круге задач, а именно: в культур-философском контексте осмыслить феномены бренда и арт-рынка Петербурга, его бытования в периода Петербурга, Петрограда, Ленинграда, как и среды и практик бытования вещи, арт-объекта в контексте арт-рынка, а также на основании проведенных исследований выработать конкретные рекомендации по формированию и структурному улучшению практик арт-рынка Санкт-Петербурга. Новизна поставленной в работе напрямую связана с систематизацией существующих подходов к исследованию экономических основ арт-рынка, с адаптацией применения механизмов прорывного позиционирования к продвижению арт-объектов и созданию сильных брендов городов. Состоит в разработке стратегии развития арт-рынка и программы мер государственного регулирования, направленных на достижение целевых ориентиров его развития; механизмы взаимодействия арт-рынка с городской заключается в проведении сравнительного анализа культурного бренда Санкт-Петербурга с другими культурными брендами городов, в значительной степени ассоциированных с арт-сферой, и использующих элементы прорывного позиционирования; - заключается в том, что показано, что в современных условиях активизация российского арт-рынка может способствовать росту культурного бренда России и повышению ее престижа на мировом культурном рынке. Реализация эффективных мер государственного регулирования может позитивно сказаться не только на росте оборотов российского арт-рынка, но и позитивно отразиться на ВВП страны, хотя конечно вклад деятельности на арт-рынке и не столь велик.

Для реализации исследовательсткой идеи был поставлен и выполнен ряд задач, а именно:
1. Публикация в научных периодических изданиях не менее 10 научных статей в изданиях, индексируемых в базах данных РИНЦ / ВАК / WoS / Scopus; - исполнено

2. Публикация в научных периодических изданиях не менее 1 научной статьи в изданиях, индексируемых базами данных WoS / Scopus; - статья принята к публикации

3. Публикация в непериодических изданиях планируется не менее 3-х докладов по результатам участия в российских / всероссийских / международных конференциях, в том числе на конференциях, индексируемых WoS; - выполнено.

4. Выступление не менее чем с 3-я докладами по результатам участия в российских / всероссийских / международных конференциях, в том числе на конференциях, индексируемых WoS; - выполнено.

5. Проведение не менее 1 научного мероприятия в форме круглого стола по проблематике настоящего исследования; публикация материалов круглого стола; - выполнено.

6. Концептуализация и комплексный культур-философский анализ феномена арт-рынка и арт-рынка Санкт-Петербурга. - предложены

7. Выработка конкретных рекомендаций для улучшения структурных элементов арт-рынка Санкт-Петербурга для усиления бренда Санкт-Петербурга как в региональном, так и в мировом значении. - выработаны

Key findings for the stage (in detail)

1. Публикация в научных периодических изданиях не менее 10 научных статей в изданиях, индексируемых в базах данных РИНЦ / ВАК / WoS / Scopus;

2. Публикация в научных периодических изданиях не менее 1 научной статьи в изданиях, индексируемых базами данных WoS / Scopus; - статья принята к публикации

3. Публикация в непериодических изданиях планируется не менее 3-х докладов по результатам участия в российских / всероссийских / международных конференциях, в том числе на конференциях, индексируемых WoS; .

4. Выступление не менее чем с 3-я докладами по результатам участия в российских / всероссийских / международных конференциях, в том числе на конференциях, индексируемых WoS;

5. Проведено 1 научное мероприятия в форме круглого стола по проблематике настоящего исследования; публикация материалов круглого стола;

6. Концептуализированы и комплексно культур-философски проанализированы феномена арт-рынка и арт-рынка Санкт-Петербурга. - предложены

7. Выработаны конкретных рекомендаций для улучшения структурных элементов арт-рынка Санкт-Петербурга для усиления бренда Санкт-Петербурга как в региональном, так и в мировом значении. - выработаны

Key findings for the stage (summarized)

Заявленные в гранте задачи выполнены

Academic ownership of participants (text description)

Мальцева Ю.М. Выполнены публикация WoS,РИНЦ ,осуществлено общее руководство проектом;
Пашкус В.Ю. Выполнены многочисленные публикации, принимал активное участие в согласовании и проведении круглого стола;
А.В. Волкова и А.А. Кольцова ,кроме публикаций по теме НИР, активно формулировали научную новизну и разработывали междисциплинарный методолгосеский подход;
Наумова Ольга Андреевна продемонстрировала новаторских подход к проблеме арт-объекта и арт-рынка;
Николаев Александр Валерьевич продемонстрировал склонность к глубокому анализу самых близколежащих к нам феноменов, что само по себе делает его публикацию перспективной, а ход мыслей - оригинальным:
Сорокиной Алине Олеговне, к сожалению, свой исследовательский потенциал проявить не удалось, как и внести сколько-нибудь заметный вклад в настоящее исследование.

Transfer of the full copy of the report to third parties for non-commercial use: permitted/not permitted

разрешается

Check of the report for improper borrowing in external sources (plagiarism): permitted/not permitted

разрешается

Rationale of the interdisciplinary approach

Обоснование междисциплинарного подхода крайне необходимо для изучение пространств и объектов, формирующих столь неоднородную среду даже  степени аскиологико-экономической, социологической и не может не являться предметом междисциплинарного подхолда, раскуя выглядеть полным, однобоким.

Rationale of the intersectoral approach

Межотраслевой подход к решению задач по избранной проблематике представляется также необходимым ввиду неодномерности напластований на сам арт-обект в виде цены, ценности, фигуры его бытования в современном городе, отношению к брендингу территорий
Short titleэкономика культуры
AcronymHUM_2018-2019 1
StatusFinished
Effective start/end date18/01/1920/11/19

ID: 37651617