Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Усвоение новых конкретных и абстрактных слов через текстовый и графический контекст. / Мкртычян, Надежда Андреевна; Костромина, Светлана Николаевна; Гнедых, Дарья Сергеевна; Цветова, Диана Маратовна; Благовещенский, Евгений Дмитриевич.
в: ПСИХОЛОГИЯ. ЖУРНАЛ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ, Том 19, № 1, 30.03.2022, стр. 110-123.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Усвоение новых конкретных и абстрактных слов через текстовый и графический контекст
AU - Мкртычян, Надежда Андреевна
AU - Костромина, Светлана Николаевна
AU - Гнедых, Дарья Сергеевна
AU - Цветова, Диана Маратовна
AU - Благовещенский, Евгений Дмитриевич
N1 - Funding Information: The reported study was funded by RFBR, project number 19-313-90003. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-313-90003. Publisher Copyright: © 2022 National Research University Higher School of Economics. All rights reserved.
PY - 2022/3/30
Y1 - 2022/3/30
N2 - Абстрактные слова из-за отсутствия материальных референтов сложнее запоминать и обрабатывать, чем конкретные (эффект конкретности). В настоящей работе мы исследовали данный эффект, оценивая результаты усвоения конкретных и абстрактных слов, значение которых передано через текстовый или графический контекст. Пять заданий, включая Свободное воспроизведение, Узнавание, Лексическое решение, Формулировку и Выбор определений, были использованы для оценки успешности усвоения как словоформ, так и семантики. Внутригрупповой анализ выявил эффект конкретности в обеих экспериментальных группах. Однако он был более выражен после графического, чем текстового предъявления (в трех заданиях против одного), поддерживая ключевую роль невербальной (образной) системы в изучении конкретных слов. Межгрупповой анализ выявил более точное Воспроизведение и Определение конкретных существительных, а также лучшую производительность обоих типов слов с точки зрения качества Определения в графической группе по сравнению с текстовой. Однако участники из текстовой группы распознавали новые абстрактные слова лучше, чем участники из графической. Более того, после поправок Бонферрони межгрупповые различия остались значимыми только по отношению к качеству Определения абстрактных слов. Результаты показали, что (1) обработка конкретных и абстрактных слов может иметь частично различающиеся когнитивные механизмы и (2) зрительные ассоциации могут играть решающую роль в усвоении семантики, особенно в случае конкретных слов.
AB - Абстрактные слова из-за отсутствия материальных референтов сложнее запоминать и обрабатывать, чем конкретные (эффект конкретности). В настоящей работе мы исследовали данный эффект, оценивая результаты усвоения конкретных и абстрактных слов, значение которых передано через текстовый или графический контекст. Пять заданий, включая Свободное воспроизведение, Узнавание, Лексическое решение, Формулировку и Выбор определений, были использованы для оценки успешности усвоения как словоформ, так и семантики. Внутригрупповой анализ выявил эффект конкретности в обеих экспериментальных группах. Однако он был более выражен после графического, чем текстового предъявления (в трех заданиях против одного), поддерживая ключевую роль невербальной (образной) системы в изучении конкретных слов. Межгрупповой анализ выявил более точное Воспроизведение и Определение конкретных существительных, а также лучшую производительность обоих типов слов с точки зрения качества Определения в графической группе по сравнению с текстовой. Однако участники из текстовой группы распознавали новые абстрактные слова лучше, чем участники из графической. Более того, после поправок Бонферрони межгрупповые различия остались значимыми только по отношению к качеству Определения абстрактных слов. Результаты показали, что (1) обработка конкретных и абстрактных слов может иметь частично различающиеся когнитивные механизмы и (2) зрительные ассоциации могут играть решающую роль в усвоении семантики, особенно в случае конкретных слов.
KW - конкретные слова
KW - абстрактные слова
KW - эффект конкретности
KW - усвоение слов
KW - усвоение семантики
KW - эффект превосходства изображения
KW - concreteness effect
KW - picture superiority effect
KW - concrete words
KW - word learning
KW - semantic acquisition
KW - abstract words
KW - abstract words
KW - concrete words
KW - concreteness effect
KW - picture superiority effect
KW - semantic acquisition
KW - word learning
UR - https://psy-journal.hse.ru/2022-19-1/581962100.html
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85130181430&partnerID=8YFLogxK
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/cd51c21d-bf96-3ec3-adfc-98852942ef18/
U2 - 10.17323/1813-8918-2022-1-110-123
DO - 10.17323/1813-8918-2022-1-110-123
M3 - статья
VL - 19
SP - 110
EP - 123
JO - ПСИХОЛОГИЯ. ЖУРНАЛ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ
JF - ПСИХОЛОГИЯ. ЖУРНАЛ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ
SN - 1813-8918
IS - 1
ER -
ID: 93823882