Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{cdd485ab08b0485a98b651c5bbc5a5e9,
title = "Усвоение новых конкретных и абстрактных слов через текстовый и графический контекст",
abstract = "Абстрактные слова из-за отсутствия материальных референтов сложнее запоминать и обрабатывать, чем конкретные (эффект конкретности). В настоящей работе мы исследовали данный эффект, оценивая результаты усвоения конкретных и абстрактных слов, значение которых передано через текстовый или графический контекст. Пять заданий, включая Свободное воспроизведение, Уз­навание, Лексическое решение, Форму­ли­ровку и Выбор определений, были использованы для оценки успешности усвоения как словоформ, так и семантики. Внутри­групповой анализ выявил эффект конкретности в обеих экспериментальных группах. Однако он был более выражен после графического, чем текстового предъявления (в трех заданиях против одного), поддерживая ключевую роль невербальной (образной) системы в изучении конкретных слов. Межгрупповой анализ выявил более точное Воспроизведение и Определение конкретных существительных, а также лучшую производительность обоих типов слов с точки зрения качества Определения в графической группе по сравнению с текстовой. Однако участники из текстовой группы распознавали новые абстрактные слова лучше, чем участники из графической. Более того, после поправок Бонферрони межгрупповые различия остались значимыми только по отношению к качеству Определения абстрактных слов. Результаты показали, что (1) обработка конкретных и абстрактных слов может иметь частично различающиеся когнитивные механизмы и (2) зрительные ассоциации могут играть решающую роль в усвоении семантики, особенно в случае конкретных слов.",
keywords = "конкретные слова, абстрактные слова, эффект конкретности, усвоение слов, усвоение семантики, эффект превосходства изображения, concreteness effect, picture superiority effect, concrete words, word learning, semantic acquisition, abstract words, abstract words, concrete words, concreteness effect, picture superiority effect, semantic acquisition, word learning",
author = "Мкртычян, {Надежда Андреевна} and Костромина, {Светлана Николаевна} and Гнедых, {Дарья Сергеевна} and Цветова, {Диана Маратовна} and Благовещенский, {Евгений Дмитриевич}",
note = "Funding Information: The reported study was funded by RFBR, project number 19-313-90003. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-313-90003. Publisher Copyright: {\textcopyright} 2022 National Research University Higher School of Economics. All rights reserved.",
year = "2022",
month = mar,
day = "30",
doi = "10.17323/1813-8918-2022-1-110-123",
language = "русский",
volume = "19",
pages = "110--123",
journal = "ПСИХОЛОГИЯ. ЖУРНАЛ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ",
issn = "1813-8918",
publisher = "Издательский дом НИУ ВШЭ",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Усвоение новых конкретных и абстрактных слов через текстовый и графический контекст

AU - Мкртычян, Надежда Андреевна

AU - Костромина, Светлана Николаевна

AU - Гнедых, Дарья Сергеевна

AU - Цветова, Диана Маратовна

AU - Благовещенский, Евгений Дмитриевич

N1 - Funding Information: The reported study was funded by RFBR, project number 19-313-90003. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-313-90003. Publisher Copyright: © 2022 National Research University Higher School of Economics. All rights reserved.

PY - 2022/3/30

Y1 - 2022/3/30

N2 - Абстрактные слова из-за отсутствия материальных референтов сложнее запоминать и обрабатывать, чем конкретные (эффект конкретности). В настоящей работе мы исследовали данный эффект, оценивая результаты усвоения конкретных и абстрактных слов, значение которых передано через текстовый или графический контекст. Пять заданий, включая Свободное воспроизведение, Уз­навание, Лексическое решение, Форму­ли­ровку и Выбор определений, были использованы для оценки успешности усвоения как словоформ, так и семантики. Внутри­групповой анализ выявил эффект конкретности в обеих экспериментальных группах. Однако он был более выражен после графического, чем текстового предъявления (в трех заданиях против одного), поддерживая ключевую роль невербальной (образной) системы в изучении конкретных слов. Межгрупповой анализ выявил более точное Воспроизведение и Определение конкретных существительных, а также лучшую производительность обоих типов слов с точки зрения качества Определения в графической группе по сравнению с текстовой. Однако участники из текстовой группы распознавали новые абстрактные слова лучше, чем участники из графической. Более того, после поправок Бонферрони межгрупповые различия остались значимыми только по отношению к качеству Определения абстрактных слов. Результаты показали, что (1) обработка конкретных и абстрактных слов может иметь частично различающиеся когнитивные механизмы и (2) зрительные ассоциации могут играть решающую роль в усвоении семантики, особенно в случае конкретных слов.

AB - Абстрактные слова из-за отсутствия материальных референтов сложнее запоминать и обрабатывать, чем конкретные (эффект конкретности). В настоящей работе мы исследовали данный эффект, оценивая результаты усвоения конкретных и абстрактных слов, значение которых передано через текстовый или графический контекст. Пять заданий, включая Свободное воспроизведение, Уз­навание, Лексическое решение, Форму­ли­ровку и Выбор определений, были использованы для оценки успешности усвоения как словоформ, так и семантики. Внутри­групповой анализ выявил эффект конкретности в обеих экспериментальных группах. Однако он был более выражен после графического, чем текстового предъявления (в трех заданиях против одного), поддерживая ключевую роль невербальной (образной) системы в изучении конкретных слов. Межгрупповой анализ выявил более точное Воспроизведение и Определение конкретных существительных, а также лучшую производительность обоих типов слов с точки зрения качества Определения в графической группе по сравнению с текстовой. Однако участники из текстовой группы распознавали новые абстрактные слова лучше, чем участники из графической. Более того, после поправок Бонферрони межгрупповые различия остались значимыми только по отношению к качеству Определения абстрактных слов. Результаты показали, что (1) обработка конкретных и абстрактных слов может иметь частично различающиеся когнитивные механизмы и (2) зрительные ассоциации могут играть решающую роль в усвоении семантики, особенно в случае конкретных слов.

KW - конкретные слова

KW - абстрактные слова

KW - эффект конкретности

KW - усвоение слов

KW - усвоение семантики

KW - эффект превосходства изображения

KW - concreteness effect

KW - picture superiority effect

KW - concrete words

KW - word learning

KW - semantic acquisition

KW - abstract words

KW - abstract words

KW - concrete words

KW - concreteness effect

KW - picture superiority effect

KW - semantic acquisition

KW - word learning

UR - https://psy-journal.hse.ru/2022-19-1/581962100.html

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85130181430&partnerID=8YFLogxK

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/cd51c21d-bf96-3ec3-adfc-98852942ef18/

U2 - 10.17323/1813-8918-2022-1-110-123

DO - 10.17323/1813-8918-2022-1-110-123

M3 - статья

VL - 19

SP - 110

EP - 123

JO - ПСИХОЛОГИЯ. ЖУРНАЛ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ

JF - ПСИХОЛОГИЯ. ЖУРНАЛ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ

SN - 1813-8918

IS - 1

ER -

ID: 93823882