В работе исследуется современный научно-популярный объясняющий текст с точки зрения эффективности средств речевого воздействия, при выборе которых учитывается полифункциональность данного вида коммуникации. Объединение образовательной и рекреативной функций (в сочетании с другими), а также специфика тиражируемой информации, в которой важно не представить новостной факт, а в доступной и увлекательной форме объяснить научное знание, обусловили взаимодействие в научно-популярном медиатексте элементов научного и публицистического дискурсов, то есть характерных для них речевых стратегий и речевых действий. Медиалингвистический анализ, основанный на дискурсивном методе с учетом праксиологической оценки функционирования текста, позволил определить роль возражения как особой речевой стратегии в объясняющем тексте. Исследование публикаций в издании «ПостНаука» показало, что возражение оказывается эффективным в такой коммуникативной ситуации, которая предполагает вовлечение адресата в сложный познавательно-творческий процесс, способный решить важнейшую задачу: сделать научное знание частью языковой картины мира – индивидуальной и социальной. Традиционные для объясняющего текста аргументативные схемы и логические умозаключения сочетаются с такими наиболее востребованными средствами вовлечения, как вопросительные конструкции, нарративные конструкты, прецедентные знаки