В работе исследуется современный научно-популярный объясняющий текст с точки зрения эффективности средств речевого воздействия, при выборе которых учитывается полифункциональность данного вида коммуникации. Объединение образовательной и рекреативной функций (в сочетании с другими), а также специфика тиражируемой информации, в которой важно не представить новостной факт, а в доступной и увлекательной форме объяснить научное знание, обусловили взаимодействие в научно-популярном медиатексте элементов научного и публицистического дискурсов, то есть характерных для них речевых стратегий и речевых действий. Медиалингвистический анализ, основанный на дискурсивном методе с учетом праксиологической оценки функционирования текста, позволил определить роль возражения как особой речевой стратегии в объясняющем тексте. Исследование публикаций в издании «ПостНаука» показало, что возражение оказывается эффективным в такой коммуникативной ситуации, которая предполагает вовлечение адресата в сложный познавательно-творческий процесс, способный решить важнейшую задачу: сделать научное знание частью языковой картины мира – индивидуальной и социальной. Традиционные для объясняющего текста аргументативные схемы и логические умозаключения сочетаются с такими наиболее востребованными средствами вовлечения, как вопросительные конструкции, нарративные конструкты, прецедентные знаки
Original languageRussian
Title of host publicationМедиатехнологии в условиях изменяющегося мира: тренды, проблемы, прогнозы
Subtitle of host publicationСборник трудов
Place of PublicationСтаврополь
PublisherСеверо-Кавказский федеральный университет
Pages222-227
Number of pages6
ISBN (Print)978-5-9296-1227-5
StatePublished - 22 Jan 2024

ID: 119332054