Роль подделки в культуре до сих пор не оценена по достоинству. Подделку порицают и презирают, ее преследуют и старательно выявляют, а выявив, непременно наказывают. Забывают, впрочем, что подделка неоднократно оказывала пользу, в том числе и создателям оригинала; ведь чаще она не столько замещала и вытесняла его, сколько давала о нем представление - была медиумом оригинала. В самом деле, если бы не подделка и ее неконтролируемое распространение, как бы еще познакомились с оригиналом те, кто прямого доступа к нему получить не мог? А если бы не утончающееся мастерство ищущих наживы создателей подделок и не растущие запросы аудитории, кто бы еще выдвигал императивы к создателю оригинала и обеспечивал его творческий рост? Тем самым ее роль исторически оправдана. В подделке стоит видеть если не прямую причину, то по крайней мере фермент, ускоряющий культурные процессы в социальном теле: не только хитрость отдельного человека или группы людей - стремление к выгоде, но и хитрость человеческой истории, через умножени