Статья написана по результатам исследования особенностей ситуации профессионального выбора, характеристик профессиональной направленности и признаков кризиса профессионального самоопределения на начальном этапе получения среднего профессионального образования. Ситуация выбора профессионального учебного заведения для учащихся 9 и 11 классов средней школы складывается по-разному. Выпускники 9 класса выбирают поступление в среднее профессиональное училище, колледж или лицей более целенаправленно, 11-класники же, видимо, имели другие профессиональные планы, реализация которых в силу разных причин оказалась отсроченной или невозможной, поэтому их решение зачастую оказывается спонтанным и ситуативным, а сама ситуация нового выбора или переориентации воспринимается негативно и остро переживается.
Результаты исследования показывают необходимость повышения роли и качества профориентационных занятий в школе и консультаций для старшеклассников на этапе первого реального профессионального выбора. Очевидно также, что в с