Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Диалектический материализм Карла Маркса и философия в современном мире. / Муравьев, Андрей Николаевич; Осипов, Игорь Дмитриевич.
In: Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология , Vol. 35, No. 1 , 2019, p. 70-82.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Диалектический материализм Карла Маркса и философия в современном мире
AU - Муравьев, Андрей Николаевич
AU - Осипов, Игорь Дмитриевич
N1 - Муравьёв, А. Н., & Осипов, И. Д. (2019). Диалектический материализм Карла Маркса и философия в современном мире. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 35(1), 70-82. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.106
PY - 2019
Y1 - 2019
N2 - Основным тезисом первой части статьи является утверждение, что индивидуальное духовное развитие Маркса привело его через ряд этапов к диалектическому материализму, который он сам, как и Энгельс, философией не считал. Вместе с тем метод, примененный Марксом в «Капитале», был поставлен им в связь с немецкой классической философией вообще и с «Наукой логики» Гегеля в особенности. Это обстоятельство дало возможность Плеханову и Ленину трактовать диалектический материализм как философию марксизма. Марксистско-ленинская философия была положена в СССР в основу системы отечественного образования, что заметным образом повлияло на формирование советской культуры. Ныне положение изменилось, но это не означает, что советский опыт быстрого прогресса образования и науки на философской основе утратил свою актуальность. Цель второй части статьи — показать, каким способом сегодня требуется использовать этот опыт. Главным аргументом в ней выступает то, что освоение будущими специалистами сознательно-разумного способа мышления, сформировавшегося в ходе истории философии от Фалеса и Парменида до Шеллинга и Гегеля включительно, в состоянии обеспечить адекватный ответ на вызовы современности. Достижения классической философской мысли, значительно обогатив современную эпистемологию, философию языка и сознания, способны не только стимулировать решение фундаментальных проблем науки и техники, но и радикально изменить образ жизни людей. В связи с этим в статье предлагается комплекс мер по развитию специального философского и высшего профессионального образования в нашей стране.
AB - Основным тезисом первой части статьи является утверждение, что индивидуальное духовное развитие Маркса привело его через ряд этапов к диалектическому материализму, который он сам, как и Энгельс, философией не считал. Вместе с тем метод, примененный Марксом в «Капитале», был поставлен им в связь с немецкой классической философией вообще и с «Наукой логики» Гегеля в особенности. Это обстоятельство дало возможность Плеханову и Ленину трактовать диалектический материализм как философию марксизма. Марксистско-ленинская философия была положена в СССР в основу системы отечественного образования, что заметным образом повлияло на формирование советской культуры. Ныне положение изменилось, но это не означает, что советский опыт быстрого прогресса образования и науки на философской основе утратил свою актуальность. Цель второй части статьи — показать, каким способом сегодня требуется использовать этот опыт. Главным аргументом в ней выступает то, что освоение будущими специалистами сознательно-разумного способа мышления, сформировавшегося в ходе истории философии от Фалеса и Парменида до Шеллинга и Гегеля включительно, в состоянии обеспечить адекватный ответ на вызовы современности. Достижения классической философской мысли, значительно обогатив современную эпистемологию, философию языка и сознания, способны не только стимулировать решение фундаментальных проблем науки и техники, но и радикально изменить образ жизни людей. В связи с этим в статье предлагается комплекс мер по развитию специального философского и высшего профессионального образования в нашей стране.
KW - Маркс К.
KW - философия
KW - история философии
KW - образование
KW - современный мир
KW - Marx
KW - philosophy
KW - history of philosophy
KW - education
KW - contemporary world
UR - https://philosophyjournal.spbu.ru/article/view/4746
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37174504
M3 - статья
VL - 35
SP - 70
EP - 82
JO - Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология
JF - Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология
SN - 2542-2278
IS - 1
ER -
ID: 43194761