В своей статье я произвожу реконструкцию понимания a priori и a posteriori в связи сразличием негативной и позитивной философии в мышлении позднего Шеллинга. Особый акцент я ставлю на связи этих понятий в контексте каждой из указанных философских наук с проблемой познания Бога и доказательства его бытия. Благодаря проведенному исследованию я установил, что в негативной философии познание осуществляется a priori, а prius здесь — это бесконечная потенция бытия как первое мыслимое чистым разумом. Понятие Бога достигается здесь путем исключения случайных определений из первого мыслимого разумом.
В известном смысле оно предстает как posterius — результат такой науки. Но бесконечная потенция бытия — это только относительный prius, абсолютный — это несомненное только лишь существующее. Именно в отношении него позитивная философия a posteriori доказывает, что оно Бог, который здесь по своему существованию предстает как prius, но по божественности — как posterius. Исходя из этого, Шеллинг называет негативную философию
априоризмом эмпирического, а позитивную — эмпиризмом априорного. В заключении к статье я делаю некоторые выводы о значимости этих воззрений Шеллинга для текущей философской ситуации.
Язык оригиналарусский
Номер статьи6
Число страниц18
ЖурналТрансцендентальный журнал
Том3
Номер выпуска4
DOI
СостояниеОпубликовано - 28 дек 2023

    Предметные области Scopus

  • Философия

    Области исследований

  • негативная философия, позитивная философия, a priori, a posteriori, доказательство бытия Бога, сущее, бытие, существование, сущность, Ф. В. Й. Шеллинг

ID: 115286119