Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
A priori и a posteriori: два пути философии к Богу у позднего Шеллинга. / Паткуль, Андрей Борисович.
в: Трансцендентальный журнал, Том 3, № 4, 6, 28.12.2023.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - A priori и a posteriori: два пути философии к Богу у позднего Шеллинга
AU - Паткуль, Андрей Борисович
PY - 2023/12/28
Y1 - 2023/12/28
N2 - В своей статье я произвожу реконструкцию понимания a priori и a posteriori в связи сразличием негативной и позитивной философии в мышлении позднего Шеллинга. Особый акцент я ставлю на связи этих понятий в контексте каждой из указанных философских наук с проблемой познания Бога и доказательства его бытия. Благодаря проведенному исследованию я установил, что в негативной философии познание осуществляется a priori, а prius здесь — это бесконечная потенция бытия как первое мыслимое чистым разумом. Понятие Бога достигается здесь путем исключения случайных определений из первого мыслимого разумом.В известном смысле оно предстает как posterius — результат такой науки. Но бесконечная потенция бытия — это только относительный prius, абсолютный — это несомненное только лишь существующее. Именно в отношении него позитивная философия a posteriori доказывает, что оно Бог, который здесь по своему существованию предстает как prius, но по божественности — как posterius. Исходя из этого, Шеллинг называет негативную философиюаприоризмом эмпирического, а позитивную — эмпиризмом априорного. В заключении к статье я делаю некоторые выводы о значимости этих воззрений Шеллинга для текущей философской ситуации.
AB - В своей статье я произвожу реконструкцию понимания a priori и a posteriori в связи сразличием негативной и позитивной философии в мышлении позднего Шеллинга. Особый акцент я ставлю на связи этих понятий в контексте каждой из указанных философских наук с проблемой познания Бога и доказательства его бытия. Благодаря проведенному исследованию я установил, что в негативной философии познание осуществляется a priori, а prius здесь — это бесконечная потенция бытия как первое мыслимое чистым разумом. Понятие Бога достигается здесь путем исключения случайных определений из первого мыслимого разумом.В известном смысле оно предстает как posterius — результат такой науки. Но бесконечная потенция бытия — это только относительный prius, абсолютный — это несомненное только лишь существующее. Именно в отношении него позитивная философия a posteriori доказывает, что оно Бог, который здесь по своему существованию предстает как prius, но по божественности — как posterius. Исходя из этого, Шеллинг называет негативную философиюаприоризмом эмпирического, а позитивную — эмпиризмом априорного. В заключении к статье я делаю некоторые выводы о значимости этих воззрений Шеллинга для текущей философской ситуации.
KW - негативная философия
KW - позитивная философия
KW - a priori
KW - a posteriori
KW - доказательство бытия Бога
KW - сущее
KW - бытие
KW - существование
KW - сущность
KW - Ф. В. Й. Шеллинг
U2 - 10.18254/S271326680027856-1
DO - 10.18254/S271326680027856-1
M3 - статья
VL - 3
JO - Трансцендентальный журнал
JF - Трансцендентальный журнал
SN - 2713-2668
IS - 4
M1 - 6
ER -
ID: 115286119