В своей статье я произвожу реконструкцию понимания a priori и a posteriori в связи сразличием негативной и позитивной философии в мышлении позднего Шеллинга. Особый акцент я ставлю на связи этих понятий в контексте каждой из указанных философских наук с проблемой познания Бога и доказательства его бытия. Благодаря проведенному исследованию я установил, что в негативной философии познание осуществляется a priori, а prius здесь — это бесконечная потенция бытия как первое мыслимое чистым разумом. Понятие Бога достигается здесь путем исключения случайных определений из первого мыслимого разумом.
В известном смысле оно предстает как posterius — результат такой науки. Но бесконечная потенция бытия — это только относительный prius, абсолютный — это несомненное только лишь существующее. Именно в отношении него позитивная философия a posteriori доказывает, что оно Бог, который здесь по своему существованию предстает как prius, но по божественности — как posterius. Исходя из этого, Шеллинг называет негативную философию
априоризмом эмпирического, а позитивную — эмпиризмом априорного. В заключении к статье я делаю некоторые выводы о значимости этих воззрений Шеллинга для текущей философской ситуации.
Original languageRussian
Article number6
Number of pages18
JournalТрансцендентальный журнал
Volume3
Issue number4
DOIs
StatePublished - 28 Dec 2023

    Scopus subject areas

  • Philosophy

ID: 115286119