В статье рассматривается известный роман-антиутопия русского писателя Евгения Замятина «Мы», который был закончен в 1920 году. Автор статьи анализирует текст с учетом исторических и культурных обстоятельств его появления. Высказана точка зрения на закономерность появления данного текста в конкретной обстановке, как в самой России, так и за ее пределами. Приводятся те предпосылки возникновения подобного оригинального произведения, которые обеспечили возможность его появления в тяжелых условиях классовой борьбы и становления нового общества в России. В центре исследования - особенности общей структуры романа, направленные на создание у читателей весьма специфического образа будущего. Обращается внимание на то, каким образом писатель формирует у читательской аудитории вероятное негативное восприятие общества будущего, основанного на идеях социального равенства и справедливости. Обозначенная проблематика соотносится с исследованием оригинального подхода Евгения Замятина к раскрытию сути межличностных отношений, что и выражено в самом названии его романа. С точки зрения, грамматики оно соответствует действующим законам русского языка. Но в то же время оно обретает символический смысл, выражая в краткой форме идеологию социалистического общества. В статье также прослеживается влияние исследуемого произведения на традицию развития данного жанра в мировой и отечественной цивилизации, и, прежде всего, в западной и советской литературе (произведения Олдоса Хаксли, Джорда Оруэлла, Рэя Бэдбери, Андрея Платонова). Особое внимание в анализе уделено конфликту личности и общества будущего, который развернут в сюжете произведения благодаря целой системе наглядных образов. По мнению автора статьи, многие детали и фабульные аспекты анализируемого произведения вызывают вполне конкретные ассоциации с современной реальностью, деталями функционирования государственных и общественных институтов в условиях объявленной всемирной пандемии. Подобные обстоятельства не могут не актуализировать текст русского писателя, жанрово идентифицируемого как антиутопия.