В статье выявляются особенности языковой политики Берлина на территории Эльзас-Лотарингии как одного из важнейших инструментов укоренения немецкой идентичности среди населения региона. Достижению официально заявленной цели «германизации» провинции препятствовало широкое распространение местных диалектов немецкого, а также сильные позиции французского языка на юго-западе Лотарингии. В отношении них Берлином были задействованы разные стратегии. Важнейшая роль отводилась реформе начального образования по прусскому образцу - краеугольному камню всякой политики в сфере языка. Значение «школьного вопроса» дополнительно подчеркивалось тем, что образование 95 % населения Эльзас-Лотарингии ограничивалось начальной ступенью. Реализация политики Берлина не была гладкой и столкнулась с протестами населения. Свою роль в защите прав франкофонов сыграла и католическая церковь. При этом германская языковая политика не носила того репрессивного характера, на который привычно указывала французская реваншистская традиция. В отношении французского языка были приняты многочисленные дискриминационные меры, но преподавание на нем во франкоязычных районах было сохранено. Статистика свидетельствует о значительном прогрессе в распространении немецкого в Эльзас-Лотарингии к началу XX в. Заслуга в этом принадлежит не только «прусскому учителю», но и миграционным процессам в провинции, а также развитию ее экономических связей с остальной Германией. Однако этот успех таил в себе парадокс: чем бо`льшими немцами ощущали себя эльзас-лотарингцы, тем острее ими воспринимались любые проявления дискриминации со стороны Берлина. Всё более широкое использование немецкого языка не оказалось тождественно полной германизации региона и его политической лояльности.