Standard

Особенности германской языковой политики в Эльзас-Лотарингии в 1871–1914 гг. / Бодров, Андрей Владимирович.

в: Петербургский исторический журнал, № 2 (26), 2020, стр. 165– 177 .

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

Бодров, АВ 2020, 'Особенности германской языковой политики в Эльзас-Лотарингии в 1871–1914 гг.', Петербургский исторический журнал, № 2 (26), стр. 165– 177 .

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{62053f4ee93b4ab8b6f631c49fbea5a2,
title = "Особенности германской языковой политики в Эльзас-Лотарингии в 1871–1914 гг.",
abstract = "В статье выявляются особенности языковой политики Берлина на территории Эльзас-Лотарингии как одного из важнейших инструментов укоренения немецкой идентичности среди населения региона. Достижению официально заявленной цели «германизации» провинции препятствовало широкое распространение местных диалектов немецкого, а также сильные позиции французского языка на юго-западе Лотарингии. В отношении них Берлином были задействованы разные стратегии. Важнейшая роль отводилась реформе начального образования по прусскому образцу - краеугольному камню всякой политики в сфере языка. Значение «школьного вопроса» дополнительно подчеркивалось тем, что образование 95 % населения Эльзас-Лотарингии ограничивалось начальной ступенью. Реализация политики Берлина не была гладкой и столкнулась с протестами населения. Свою роль в защите прав франкофонов сыграла и католическая церковь. При этом германская языковая политика не носила того репрессивного характера, на который привычно указывала французская реваншистская традиция. В отношении французского языка были приняты многочисленные дискриминационные меры, но преподавание на нем во франкоязычных районах было сохранено. Статистика свидетельствует о значительном прогрессе в распространении немецкого в Эльзас-Лотарингии к началу XX в. Заслуга в этом принадлежит не только «прусскому учителю», но и миграционным процессам в провинции, а также развитию ее экономических связей с остальной Германией. Однако этот успех таил в себе парадокс: чем бо`льшими немцами ощущали себя эльзас-лотарингцы, тем острее ими воспринимались любые проявления дискриминации со стороны Берлина. Всё более широкое использование немецкого языка не оказалось тождественно полной германизации региона и его политической лояльности.",
keywords = "Германская империя, Эльзас-Лотарингия, языковая политика, НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК, ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК, НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, ГЕРМАНИЗАЦИЯ",
author = "Бодров, {Андрей Владимирович}",
year = "2020",
language = "русский",
pages = "165– 177 ",
journal = "Петербургский исторический журнал",
issn = "2311-603X",
publisher = "Санкт-Петербургский Институт истории РАН",
number = "2 (26)",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Особенности германской языковой политики в Эльзас-Лотарингии в 1871–1914 гг.

AU - Бодров, Андрей Владимирович

PY - 2020

Y1 - 2020

N2 - В статье выявляются особенности языковой политики Берлина на территории Эльзас-Лотарингии как одного из важнейших инструментов укоренения немецкой идентичности среди населения региона. Достижению официально заявленной цели «германизации» провинции препятствовало широкое распространение местных диалектов немецкого, а также сильные позиции французского языка на юго-западе Лотарингии. В отношении них Берлином были задействованы разные стратегии. Важнейшая роль отводилась реформе начального образования по прусскому образцу - краеугольному камню всякой политики в сфере языка. Значение «школьного вопроса» дополнительно подчеркивалось тем, что образование 95 % населения Эльзас-Лотарингии ограничивалось начальной ступенью. Реализация политики Берлина не была гладкой и столкнулась с протестами населения. Свою роль в защите прав франкофонов сыграла и католическая церковь. При этом германская языковая политика не носила того репрессивного характера, на который привычно указывала французская реваншистская традиция. В отношении французского языка были приняты многочисленные дискриминационные меры, но преподавание на нем во франкоязычных районах было сохранено. Статистика свидетельствует о значительном прогрессе в распространении немецкого в Эльзас-Лотарингии к началу XX в. Заслуга в этом принадлежит не только «прусскому учителю», но и миграционным процессам в провинции, а также развитию ее экономических связей с остальной Германией. Однако этот успех таил в себе парадокс: чем бо`льшими немцами ощущали себя эльзас-лотарингцы, тем острее ими воспринимались любые проявления дискриминации со стороны Берлина. Всё более широкое использование немецкого языка не оказалось тождественно полной германизации региона и его политической лояльности.

AB - В статье выявляются особенности языковой политики Берлина на территории Эльзас-Лотарингии как одного из важнейших инструментов укоренения немецкой идентичности среди населения региона. Достижению официально заявленной цели «германизации» провинции препятствовало широкое распространение местных диалектов немецкого, а также сильные позиции французского языка на юго-западе Лотарингии. В отношении них Берлином были задействованы разные стратегии. Важнейшая роль отводилась реформе начального образования по прусскому образцу - краеугольному камню всякой политики в сфере языка. Значение «школьного вопроса» дополнительно подчеркивалось тем, что образование 95 % населения Эльзас-Лотарингии ограничивалось начальной ступенью. Реализация политики Берлина не была гладкой и столкнулась с протестами населения. Свою роль в защите прав франкофонов сыграла и католическая церковь. При этом германская языковая политика не носила того репрессивного характера, на который привычно указывала французская реваншистская традиция. В отношении французского языка были приняты многочисленные дискриминационные меры, но преподавание на нем во франкоязычных районах было сохранено. Статистика свидетельствует о значительном прогрессе в распространении немецкого в Эльзас-Лотарингии к началу XX в. Заслуга в этом принадлежит не только «прусскому учителю», но и миграционным процессам в провинции, а также развитию ее экономических связей с остальной Германией. Однако этот успех таил в себе парадокс: чем бо`льшими немцами ощущали себя эльзас-лотарингцы, тем острее ими воспринимались любые проявления дискриминации со стороны Берлина. Всё более широкое использование немецкого языка не оказалось тождественно полной германизации региона и его политической лояльности.

KW - Германская империя

KW - Эльзас-Лотарингия

KW - языковая политика

KW - НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

KW - ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

KW - НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

KW - НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

KW - ГЕРМАНИЗАЦИЯ

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=44347415

UR - http://spbhistorystudies.ru/?page_id=885&lang=ru

M3 - статья

SP - 165

EP - 177

JO - Петербургский исторический журнал

JF - Петербургский исторический журнал

SN - 2311-603X

IS - 2 (26)

ER -

ID: 49265937