Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Особенности германской языковой политики в Эльзас-Лотарингии в 1871–1914 гг. / Бодров, Андрей Владимирович.
в: Петербургский исторический журнал, № 2 (26), 2020, стр. 165– 177 .Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Особенности германской языковой политики в Эльзас-Лотарингии в 1871–1914 гг.
AU - Бодров, Андрей Владимирович
PY - 2020
Y1 - 2020
N2 - В статье выявляются особенности языковой политики Берлина на территории Эльзас-Лотарингии как одного из важнейших инструментов укоренения немецкой идентичности среди населения региона. Достижению официально заявленной цели «германизации» провинции препятствовало широкое распространение местных диалектов немецкого, а также сильные позиции французского языка на юго-западе Лотарингии. В отношении них Берлином были задействованы разные стратегии. Важнейшая роль отводилась реформе начального образования по прусскому образцу - краеугольному камню всякой политики в сфере языка. Значение «школьного вопроса» дополнительно подчеркивалось тем, что образование 95 % населения Эльзас-Лотарингии ограничивалось начальной ступенью. Реализация политики Берлина не была гладкой и столкнулась с протестами населения. Свою роль в защите прав франкофонов сыграла и католическая церковь. При этом германская языковая политика не носила того репрессивного характера, на который привычно указывала французская реваншистская традиция. В отношении французского языка были приняты многочисленные дискриминационные меры, но преподавание на нем во франкоязычных районах было сохранено. Статистика свидетельствует о значительном прогрессе в распространении немецкого в Эльзас-Лотарингии к началу XX в. Заслуга в этом принадлежит не только «прусскому учителю», но и миграционным процессам в провинции, а также развитию ее экономических связей с остальной Германией. Однако этот успех таил в себе парадокс: чем бо`льшими немцами ощущали себя эльзас-лотарингцы, тем острее ими воспринимались любые проявления дискриминации со стороны Берлина. Всё более широкое использование немецкого языка не оказалось тождественно полной германизации региона и его политической лояльности.
AB - В статье выявляются особенности языковой политики Берлина на территории Эльзас-Лотарингии как одного из важнейших инструментов укоренения немецкой идентичности среди населения региона. Достижению официально заявленной цели «германизации» провинции препятствовало широкое распространение местных диалектов немецкого, а также сильные позиции французского языка на юго-западе Лотарингии. В отношении них Берлином были задействованы разные стратегии. Важнейшая роль отводилась реформе начального образования по прусскому образцу - краеугольному камню всякой политики в сфере языка. Значение «школьного вопроса» дополнительно подчеркивалось тем, что образование 95 % населения Эльзас-Лотарингии ограничивалось начальной ступенью. Реализация политики Берлина не была гладкой и столкнулась с протестами населения. Свою роль в защите прав франкофонов сыграла и католическая церковь. При этом германская языковая политика не носила того репрессивного характера, на который привычно указывала французская реваншистская традиция. В отношении французского языка были приняты многочисленные дискриминационные меры, но преподавание на нем во франкоязычных районах было сохранено. Статистика свидетельствует о значительном прогрессе в распространении немецкого в Эльзас-Лотарингии к началу XX в. Заслуга в этом принадлежит не только «прусскому учителю», но и миграционным процессам в провинции, а также развитию ее экономических связей с остальной Германией. Однако этот успех таил в себе парадокс: чем бо`льшими немцами ощущали себя эльзас-лотарингцы, тем острее ими воспринимались любые проявления дискриминации со стороны Берлина. Всё более широкое использование немецкого языка не оказалось тождественно полной германизации региона и его политической лояльности.
KW - Германская империя
KW - Эльзас-Лотарингия
KW - языковая политика
KW - НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
KW - ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК
KW - НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
KW - НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
KW - ГЕРМАНИЗАЦИЯ
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=44347415
UR - http://spbhistorystudies.ru/?page_id=885&lang=ru
M3 - статья
SP - 165
EP - 177
JO - Петербургский исторический журнал
JF - Петербургский исторический журнал
SN - 2311-603X
IS - 2 (26)
ER -
ID: 49265937