DOI

Обоснование. За последнее десятилетие в преподавании учебной дисциплины «Анатомия (человека)» в медицинских вузах произошли существенные изменения, обусловленные целым рядом причин. На первое место следует поставить разрушение советской системы обеспечения учебного процесса анатомическим материалом, что привело к значительному снижению наглядности преподавания и смещению на второй план практических навыков препарирования. Второе место занимают последствия пандемии новой коронавирусной инфекции в 2019–2021 годах, которая изменила традиционные направления преподавания и способствовала развитию дистанционных форм обучения. На третьем месте стоит широкое внедрение в учебный процесс по дисциплине современных методов исследования: рентгенографии, компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, мультиспиральной компьютерной томографии, ультразвукового исследования, позитронно-эмиссионной томографии и др. На четвёртом месте находится внедрение новых технологий изготовления и хранения анатомических препаратов — полимерное бальзамирование, пластинация, коррозия и др. Не стоит исключать из рассмотрения и особенности нынешних студентов, которые обусловлены спецификой базовой подготовки в школе, влиянием интернет-индустрии и высоким уровнем жизнеобеспеченности.
Цель исследования — проанализировать особенности преподавания анатомии человека в медицинских вузах на основе отечественных научных публикаций за период с 2015 по 2024 год.
Материалы и методы. Сведения о преподавании анатомии человека в медицинских вузах в период с 2015 по 2024 год были собраны путём анализа доступных литературных источников, проиндексированных в базе данных Российского индекса научного цитирования. Анализировали ключевые слова, всего использовано 438 ключевых слов и 96 публикаций.
Результаты. Выявлено смещение фокуса внимания от обсуждения вопросов преподавания с использованием натуральных анатомических препаратов, диссекции, латинской терминологии и важности личности преподавателя в сторону инновационных методов обучения, психологии, а также роли и места студентов в образовательном процессе.
Заключение. Опираясь на результаты анализа публикаций, авторы предполагают, что одной из новых точек роста в области преподавания анатомии человека, наряду с традиционными формами, может стать развитие обучения с использованием мультимедийных платформ (в частности, интерактивного анатомического стола), а также более широкое привлечение ресурсов анатомических музеев.
Переведенное названиеTRENDS IN TEACHING HUMAN ANATOMY IN RUSSIAN MEDICAL UNIVERSITIES ACCORDING TO PUBLICATIONS FROM 2015 TO 2024
Язык оригиналарусский
Номер статьи643276
Страницы (с-по)234-242
Число страниц9
ЖурналМОРФОЛОГИЯ
Том163
Номер выпуска3
DOI
СостояниеОпубликовано - 6 авг 2025

    Области исследований

  • анатомический музей; анатомия человека; интерактивный анатомический стол; медицинский вуз; наукометрия; преподавание анатомии человека; учебный процесс

ID: 136549624