Standard

Тенденции преподавания анатомии человека в медицинских вузах России по данным публикаций за 2015–2024 годы. / Гайворонская, Мария Георгиевна; Гайворонский, Иван Васильевич; Криштоп, Владимир Владимирович; Ничипорук, Геннадий Иванович; Семенов, Алексей Анатольевич; Пащенко , Павел Степанович.

в: МОРФОЛОГИЯ, Том 163, № 3, 643276, 06.08.2025, стр. 234-242.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{fc67051506ad4380b88b1d2441ca304c,
title = "Тенденции преподавания анатомии человека в медицинских вузах России по данным публикаций за 2015–2024 годы",
abstract = "Обоснование. За последнее десятилетие в преподавании учебной дисциплины «Анатомия (человека)» в медицинских вузах произошли существенные изменения, обусловленные целым рядом причин. На первое место следует поставить разрушение советской системы обеспечения учебного процесса анатомическим материалом, что привело к значительному снижению наглядности преподавания и смещению на второй план практических навыков препарирования. Второе место занимают последствия пандемии новой коронавирусной инфекции в 2019–2021 годах, которая изменила традиционные направления преподавания и способствовала развитию дистанционных форм обучения. На третьем месте стоит широкое внедрение в учебный процесс по дисциплине современных методов исследования: рентгенографии, компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, мультиспиральной компьютерной томографии, ультразвукового исследования, позитронно-эмиссионной томографии и др. На четвёртом месте находится внедрение новых технологий изготовления и хранения анатомических препаратов — полимерное бальзамирование, пластинация, коррозия и др. Не стоит исключать из рассмотрения и особенности нынешних студентов, которые обусловлены спецификой базовой подготовки в школе, влиянием интернет-индустрии и высоким уровнем жизнеобеспеченности.Цель исследования — проанализировать особенности преподавания анатомии человека в медицинских вузах на основе отечественных научных публикаций за период с 2015 по 2024 год.Материалы и методы. Сведения о преподавании анатомии человека в медицинских вузах в период с 2015 по 2024 год были собраны путём анализа доступных литературных источников, проиндексированных в базе данных Российского индекса научного цитирования. Анализировали ключевые слова, всего использовано 438 ключевых слов и 96 публикаций.Результаты. Выявлено смещение фокуса внимания от обсуждения вопросов преподавания с использованием натуральных анатомических препаратов, диссекции, латинской терминологии и важности личности преподавателя в сторону инновационных методов обучения, психологии, а также роли и места студентов в образовательном процессе.Заключение. Опираясь на результаты анализа публикаций, авторы предполагают, что одной из новых точек роста в области преподавания анатомии человека, наряду с традиционными формами, может стать развитие обучения с использованием мультимедийных платформ (в частности, интерактивного анатомического стола), а также более широкое привлечение ресурсов анатомических музеев.",
keywords = "анатомический музей; анатомия человека; интерактивный анатомический стол; медицинский вуз; наукометрия; преподавание анатомии человека; учебный процесс",
author = "Гайворонская, {Мария Георгиевна} and Гайворонский, {Иван Васильевич} and Криштоп, {Владимир Владимирович} and Ничипорук, {Геннадий Иванович} and Семенов, {Алексей Анатольевич} and Пащенко, {Павел Степанович}",
note = "Гайворонский И.В., Криштоп В.В., Ничипорук Г.И., Гайворонская М.Г., Семенов А.А., Пащенко П.С. Тенденции преподавания анатомии человека в медицинских вузах России по данным публикаций за 2015–2024 годы // Морфология. 2025. Т. 163, № 3. С. ХХ–ХХ. DOI: 10.17816/morph.643276 EDN: FHXIJR",
year = "2025",
month = aug,
day = "6",
doi = "10.17816/morph.643276",
language = "русский",
volume = "163",
pages = "234--242",
journal = "МОРФОЛОГИЯ",
issn = "1026-3543",
publisher = "Morfologiya",
number = "3",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Тенденции преподавания анатомии человека в медицинских вузах России по данным публикаций за 2015–2024 годы

AU - Гайворонская, Мария Георгиевна

AU - Гайворонский, Иван Васильевич

AU - Криштоп, Владимир Владимирович

AU - Ничипорук, Геннадий Иванович

AU - Семенов, Алексей Анатольевич

AU - Пащенко , Павел Степанович

N1 - Гайворонский И.В., Криштоп В.В., Ничипорук Г.И., Гайворонская М.Г., Семенов А.А., Пащенко П.С. Тенденции преподавания анатомии человека в медицинских вузах России по данным публикаций за 2015–2024 годы // Морфология. 2025. Т. 163, № 3. С. ХХ–ХХ. DOI: 10.17816/morph.643276 EDN: FHXIJR

PY - 2025/8/6

Y1 - 2025/8/6

N2 - Обоснование. За последнее десятилетие в преподавании учебной дисциплины «Анатомия (человека)» в медицинских вузах произошли существенные изменения, обусловленные целым рядом причин. На первое место следует поставить разрушение советской системы обеспечения учебного процесса анатомическим материалом, что привело к значительному снижению наглядности преподавания и смещению на второй план практических навыков препарирования. Второе место занимают последствия пандемии новой коронавирусной инфекции в 2019–2021 годах, которая изменила традиционные направления преподавания и способствовала развитию дистанционных форм обучения. На третьем месте стоит широкое внедрение в учебный процесс по дисциплине современных методов исследования: рентгенографии, компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, мультиспиральной компьютерной томографии, ультразвукового исследования, позитронно-эмиссионной томографии и др. На четвёртом месте находится внедрение новых технологий изготовления и хранения анатомических препаратов — полимерное бальзамирование, пластинация, коррозия и др. Не стоит исключать из рассмотрения и особенности нынешних студентов, которые обусловлены спецификой базовой подготовки в школе, влиянием интернет-индустрии и высоким уровнем жизнеобеспеченности.Цель исследования — проанализировать особенности преподавания анатомии человека в медицинских вузах на основе отечественных научных публикаций за период с 2015 по 2024 год.Материалы и методы. Сведения о преподавании анатомии человека в медицинских вузах в период с 2015 по 2024 год были собраны путём анализа доступных литературных источников, проиндексированных в базе данных Российского индекса научного цитирования. Анализировали ключевые слова, всего использовано 438 ключевых слов и 96 публикаций.Результаты. Выявлено смещение фокуса внимания от обсуждения вопросов преподавания с использованием натуральных анатомических препаратов, диссекции, латинской терминологии и важности личности преподавателя в сторону инновационных методов обучения, психологии, а также роли и места студентов в образовательном процессе.Заключение. Опираясь на результаты анализа публикаций, авторы предполагают, что одной из новых точек роста в области преподавания анатомии человека, наряду с традиционными формами, может стать развитие обучения с использованием мультимедийных платформ (в частности, интерактивного анатомического стола), а также более широкое привлечение ресурсов анатомических музеев.

AB - Обоснование. За последнее десятилетие в преподавании учебной дисциплины «Анатомия (человека)» в медицинских вузах произошли существенные изменения, обусловленные целым рядом причин. На первое место следует поставить разрушение советской системы обеспечения учебного процесса анатомическим материалом, что привело к значительному снижению наглядности преподавания и смещению на второй план практических навыков препарирования. Второе место занимают последствия пандемии новой коронавирусной инфекции в 2019–2021 годах, которая изменила традиционные направления преподавания и способствовала развитию дистанционных форм обучения. На третьем месте стоит широкое внедрение в учебный процесс по дисциплине современных методов исследования: рентгенографии, компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, мультиспиральной компьютерной томографии, ультразвукового исследования, позитронно-эмиссионной томографии и др. На четвёртом месте находится внедрение новых технологий изготовления и хранения анатомических препаратов — полимерное бальзамирование, пластинация, коррозия и др. Не стоит исключать из рассмотрения и особенности нынешних студентов, которые обусловлены спецификой базовой подготовки в школе, влиянием интернет-индустрии и высоким уровнем жизнеобеспеченности.Цель исследования — проанализировать особенности преподавания анатомии человека в медицинских вузах на основе отечественных научных публикаций за период с 2015 по 2024 год.Материалы и методы. Сведения о преподавании анатомии человека в медицинских вузах в период с 2015 по 2024 год были собраны путём анализа доступных литературных источников, проиндексированных в базе данных Российского индекса научного цитирования. Анализировали ключевые слова, всего использовано 438 ключевых слов и 96 публикаций.Результаты. Выявлено смещение фокуса внимания от обсуждения вопросов преподавания с использованием натуральных анатомических препаратов, диссекции, латинской терминологии и важности личности преподавателя в сторону инновационных методов обучения, психологии, а также роли и места студентов в образовательном процессе.Заключение. Опираясь на результаты анализа публикаций, авторы предполагают, что одной из новых точек роста в области преподавания анатомии человека, наряду с традиционными формами, может стать развитие обучения с использованием мультимедийных платформ (в частности, интерактивного анатомического стола), а также более широкое привлечение ресурсов анатомических музеев.

KW - анатомический музей; анатомия человека; интерактивный анатомический стол; медицинский вуз; наукометрия; преподавание анатомии человека; учебный процесс

UR - https://j-morphology.com/1026-3543/article/view/643276

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/e6f5711c-08ef-3512-8c04-4516ca3b847e/

UR - http://elibrary.ru/FHXIJR

U2 - 10.17816/morph.643276

DO - 10.17816/morph.643276

M3 - статья

VL - 163

SP - 234

EP - 242

JO - МОРФОЛОГИЯ

JF - МОРФОЛОГИЯ

SN - 1026-3543

IS - 3

M1 - 643276

ER -

ID: 136549624