Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Тенденции преподавания анатомии человека в медицинских вузах России по данным публикаций за 2015–2024 годы. / Гайворонская, Мария Георгиевна; Гайворонский, Иван Васильевич; Криштоп, Владимир Владимирович; Ничипорук, Геннадий Иванович; Семенов, Алексей Анатольевич; Пащенко , Павел Степанович.
в: МОРФОЛОГИЯ, Том 163, № 3, 643276, 06.08.2025, стр. 234-242.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Тенденции преподавания анатомии человека в медицинских вузах России по данным публикаций за 2015–2024 годы
AU - Гайворонская, Мария Георгиевна
AU - Гайворонский, Иван Васильевич
AU - Криштоп, Владимир Владимирович
AU - Ничипорук, Геннадий Иванович
AU - Семенов, Алексей Анатольевич
AU - Пащенко , Павел Степанович
N1 - Гайворонский И.В., Криштоп В.В., Ничипорук Г.И., Гайворонская М.Г., Семенов А.А., Пащенко П.С. Тенденции преподавания анатомии человека в медицинских вузах России по данным публикаций за 2015–2024 годы // Морфология. 2025. Т. 163, № 3. С. ХХ–ХХ. DOI: 10.17816/morph.643276 EDN: FHXIJR
PY - 2025/8/6
Y1 - 2025/8/6
N2 - Обоснование. За последнее десятилетие в преподавании учебной дисциплины «Анатомия (человека)» в медицинских вузах произошли существенные изменения, обусловленные целым рядом причин. На первое место следует поставить разрушение советской системы обеспечения учебного процесса анатомическим материалом, что привело к значительному снижению наглядности преподавания и смещению на второй план практических навыков препарирования. Второе место занимают последствия пандемии новой коронавирусной инфекции в 2019–2021 годах, которая изменила традиционные направления преподавания и способствовала развитию дистанционных форм обучения. На третьем месте стоит широкое внедрение в учебный процесс по дисциплине современных методов исследования: рентгенографии, компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, мультиспиральной компьютерной томографии, ультразвукового исследования, позитронно-эмиссионной томографии и др. На четвёртом месте находится внедрение новых технологий изготовления и хранения анатомических препаратов — полимерное бальзамирование, пластинация, коррозия и др. Не стоит исключать из рассмотрения и особенности нынешних студентов, которые обусловлены спецификой базовой подготовки в школе, влиянием интернет-индустрии и высоким уровнем жизнеобеспеченности.Цель исследования — проанализировать особенности преподавания анатомии человека в медицинских вузах на основе отечественных научных публикаций за период с 2015 по 2024 год.Материалы и методы. Сведения о преподавании анатомии человека в медицинских вузах в период с 2015 по 2024 год были собраны путём анализа доступных литературных источников, проиндексированных в базе данных Российского индекса научного цитирования. Анализировали ключевые слова, всего использовано 438 ключевых слов и 96 публикаций.Результаты. Выявлено смещение фокуса внимания от обсуждения вопросов преподавания с использованием натуральных анатомических препаратов, диссекции, латинской терминологии и важности личности преподавателя в сторону инновационных методов обучения, психологии, а также роли и места студентов в образовательном процессе.Заключение. Опираясь на результаты анализа публикаций, авторы предполагают, что одной из новых точек роста в области преподавания анатомии человека, наряду с традиционными формами, может стать развитие обучения с использованием мультимедийных платформ (в частности, интерактивного анатомического стола), а также более широкое привлечение ресурсов анатомических музеев.
AB - Обоснование. За последнее десятилетие в преподавании учебной дисциплины «Анатомия (человека)» в медицинских вузах произошли существенные изменения, обусловленные целым рядом причин. На первое место следует поставить разрушение советской системы обеспечения учебного процесса анатомическим материалом, что привело к значительному снижению наглядности преподавания и смещению на второй план практических навыков препарирования. Второе место занимают последствия пандемии новой коронавирусной инфекции в 2019–2021 годах, которая изменила традиционные направления преподавания и способствовала развитию дистанционных форм обучения. На третьем месте стоит широкое внедрение в учебный процесс по дисциплине современных методов исследования: рентгенографии, компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, мультиспиральной компьютерной томографии, ультразвукового исследования, позитронно-эмиссионной томографии и др. На четвёртом месте находится внедрение новых технологий изготовления и хранения анатомических препаратов — полимерное бальзамирование, пластинация, коррозия и др. Не стоит исключать из рассмотрения и особенности нынешних студентов, которые обусловлены спецификой базовой подготовки в школе, влиянием интернет-индустрии и высоким уровнем жизнеобеспеченности.Цель исследования — проанализировать особенности преподавания анатомии человека в медицинских вузах на основе отечественных научных публикаций за период с 2015 по 2024 год.Материалы и методы. Сведения о преподавании анатомии человека в медицинских вузах в период с 2015 по 2024 год были собраны путём анализа доступных литературных источников, проиндексированных в базе данных Российского индекса научного цитирования. Анализировали ключевые слова, всего использовано 438 ключевых слов и 96 публикаций.Результаты. Выявлено смещение фокуса внимания от обсуждения вопросов преподавания с использованием натуральных анатомических препаратов, диссекции, латинской терминологии и важности личности преподавателя в сторону инновационных методов обучения, психологии, а также роли и места студентов в образовательном процессе.Заключение. Опираясь на результаты анализа публикаций, авторы предполагают, что одной из новых точек роста в области преподавания анатомии человека, наряду с традиционными формами, может стать развитие обучения с использованием мультимедийных платформ (в частности, интерактивного анатомического стола), а также более широкое привлечение ресурсов анатомических музеев.
KW - анатомический музей; анатомия человека; интерактивный анатомический стол; медицинский вуз; наукометрия; преподавание анатомии человека; учебный процесс
UR - https://j-morphology.com/1026-3543/article/view/643276
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/e6f5711c-08ef-3512-8c04-4516ca3b847e/
UR - http://elibrary.ru/FHXIJR
U2 - 10.17816/morph.643276
DO - 10.17816/morph.643276
M3 - статья
VL - 163
SP - 234
EP - 242
JO - МОРФОЛОГИЯ
JF - МОРФОЛОГИЯ
SN - 1026-3543
IS - 3
M1 - 643276
ER -
ID: 136549624