Исследование направлено на интерпретацию рецепции философии Ж. Делеза и Ф. Гваттари в архитектурной теории японских архитекторов 1980-ых годов. Главной целью выступает компаративный и герменевтический анализ пространственных констант японской и европейской культуры. Концепции ризомы, машины, линий ускользания, хаосмоса стали востребованы для ряда архитекторов Японии в 1980-ые годы. Идеи метаболизма и симбиоза японского архитектора К. Курокавы, проекты и встречи Ш. Такамацу с Ф. Гваттари являются теоретическим материалом для сравнения классической европейской парадигмы пространства , традиционных японских образов жилья с их трансформацией в ХХ веке. Взаимодействие японских архитекторов и французских мыслителей демонстрирует возможность диалога не только разных культур, но и разных способов описания пространства: философского и архитектурного. В статье раскрываются проблемы изменчивости и гетерогенности архитектурных построений, возможности их взаимодействия с культурным ландшафтом; отказ от универсального образа пространства. Особого внимания заслуживают концепции десубъективации и автономности пространства в диалогах Ф. Гваттари и Ш. Такамацу. Данная проблематика в проектах 80-ых годов непосредственно затрагивает и позволяет описать статус современной архитектуры в ее взаимодействии с цифровыми, нечеловеческими процессами, трансформирующими облик пространства в ХХI веке.