Историческое развитие архитектуры демонстрирует художественное преображение конструктивности и переход многих традиционных тем и мотивов в область метафорических значений. Архитектура представляет собой организующую силу всех искусств, она определяет место, структуру и функции сопричастных ей произведений живописи, графики и скульптуры, и поэтому архитектура — не только изобразительное, но также изображающее и преображающее искусство. Предметом изображения в архитектуре являются не объекты окружающей действительности, а наиболее общие понятия и субъективные переживания формы и пространства, физические и духовные силы, энергия, устремления, полет мысли в пространстве и времени. Мышление архитектора связано также с актуализацией так называемой открытой формы и принципом партиципации (партисипации) — соучастием творца и заказчика, зрителя, пользователя. Эти особенности объясняют феномен, который, в XX—XXI веках, в отличие от традиционного синтеза искусств, отмечен взаимопроникновением методов технико-эстетической, художественной и экспозиционно-игровой деятельности. Отсюда особенное значение архитектонического мышления для всех видов пластических искусств, а также актуальность архитектуроцентричного знания и синоптического подхода, объединяющего многие методы и приемы искусствознания.