Интенсивный рост использования больших языковых моделей в системах генеративного искусственного интеллекта (ChatGPT, GigaChat, Алиса и многих других) актуализирует медиаграмотность как значимую компетенцию личности в постиндустриальном обществе. При этом вопрос о существующих рисках и возможностях использования искусственного интеллекта (ИИ) конкретным индивидом в контексте его собственных компетенций в рамках медиаграмотности исследован недостаточно. В этой связи цель исследования – определение роли медиаграмотности в современных цифровых коммуникациях с учетом рисков и возможностей в условиях интеграции с технологиями искусственного интеллекта. В работе представлен содержательный анализ высокоцитируемых статей за период с 2020 по 2023 годы на платформе Google Академия. Отбор репрезентативного материала осуществлялся методом метаанализа, критерием стало содержание и наличие в списке ключевых слов «медиаграмотность» и «искусственный интеллект» на русском и английском языках, а также наибольшее количество цитирований за год. В результате анализа исследований были выделены и описаны риски ИИ (негативное влияние на психическое здоровье участников коммуникации и доступность создания фейковых новостей) и возможности ИИ (выполняет рутинные задачи и предлагает креативные решения). Сделан вывод о том, что медиаграмотность постепенно становится необходимой компетенцией для человечества, так как позволяет корректно применять ИИ и минимизировать возможные риски цифровых коммуникаций.