Представлены особенности применения различных подходов к анализу языкового развития ребенка на примере наиболее часто используемых в исследованиях и клинической практике методов. Описаны преимущества и ограничения лонгитюдного метода изучения языковых навыков, ведения звукозаписей, анализа корпусных данных и транскриптов. Обсуждаются технические возможности регистрации языковой среды ребенка (технология LENA), позволяющей с помощью диктофонных записей приблизиться к наиболее экологически валидной оценке языкового окружения ребенка. Приводятся сведения об анализе корпусных данных посредством транскрибирования диалогов ребенка и взрослого, а также об изучении лингвистических показателей речи ребенка и сравнении их с группой того же возраста. Предлагается обзор наиболее распространенных в мировой практике опросных методов, оценивающих коммуникацию, лексическое развитие, а также тестов непосредственной оценки языкового развития. Среди инструментов, доступных для использования в русскоязычной популяции, рассматриваются Макартуровский опросник CDI и методика PLS-5. При этом видится актуальным процесс интеграции отечественных исследований в мировую научную среду путем адаптации методов, применяемых на различных выборках, для оценки языкового развития детей.