Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Аутодеструктивная направленность поведения в аспекте самосознания и детско-родительских отношений у подростков. / Ипатов, Андрей; Защиринская, Оксана Владимировна.
в: Вопросы психологии экстремальных ситуаций, № 1, 2025, стр. 26-38.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Аутодеструктивная направленность поведения в аспекте самосознания и детско-родительских отношений у подростков
AU - Ипатов, Андрей
AU - Защиринская, Оксана Владимировна
PY - 2025
Y1 - 2025
N2 - В статье представлен опыт изучения восприятия родительского стиля воспитания у подростков и взаимосвязи этого образа с особенностями самосознания и поведения несовершеннолетних. Группа подростков с аутодеструктивным поведением сравнивалась с подростками с деструктивным и конструктивным поведением. Были использованы психодиагностические методики: опросник «ПоР», «Самоотношение» Пантилеев-Столин, «Шкала самооценки» Дембо-Рубинштейн, опросник «ДАП-II», тест «Направленность агрессии» Е.П. Ильина; данные измеренийподвергнуты корреляционному анализу. Представленное исследование свидетельствует о нарушении в становлении личности подростков с аутодеструктивным поведением. Обозначены внутренние противоречия личности подростков с аутодеструкцией (экспериментальная группа). В исследуемых группах подростков (аутодеструктивной направленностью идеструктивной направленностью) самосознание незрелое, оно зависит от отношения к подросткам родителей. Неблагополучная социальная ситуация развития накладывает свой отпечаток на образ «Я» и самоотношение, какрезультат защитная (навязанная) самооценка, противоречивое отношение к себе. Аутодеструктивные подростки обладают выраженною самоуверенностью, что дает им право на самостоятельность, но слабая способность к саморегуляции и выраженная зависимость от оценококружающих не позволяет обрести личностную автономию, её место занимает внушаемость и некритичность к внешнему воздействию. Развитие личности подростка ставит перед ним задачи сепарации от родителей, становления самостоятельности на жизненном пути и осмысление его(оценку), понимание ответственности за собственное поведение (и по отношению к себе). Результаты исследования говорят об отклонении в становлении личности подростков с аутодеструктивным поведением.
AB - В статье представлен опыт изучения восприятия родительского стиля воспитания у подростков и взаимосвязи этого образа с особенностями самосознания и поведения несовершеннолетних. Группа подростков с аутодеструктивным поведением сравнивалась с подростками с деструктивным и конструктивным поведением. Были использованы психодиагностические методики: опросник «ПоР», «Самоотношение» Пантилеев-Столин, «Шкала самооценки» Дембо-Рубинштейн, опросник «ДАП-II», тест «Направленность агрессии» Е.П. Ильина; данные измеренийподвергнуты корреляционному анализу. Представленное исследование свидетельствует о нарушении в становлении личности подростков с аутодеструктивным поведением. Обозначены внутренние противоречия личности подростков с аутодеструкцией (экспериментальная группа). В исследуемых группах подростков (аутодеструктивной направленностью идеструктивной направленностью) самосознание незрелое, оно зависит от отношения к подросткам родителей. Неблагополучная социальная ситуация развития накладывает свой отпечаток на образ «Я» и самоотношение, какрезультат защитная (навязанная) самооценка, противоречивое отношение к себе. Аутодеструктивные подростки обладают выраженною самоуверенностью, что дает им право на самостоятельность, но слабая способность к саморегуляции и выраженная зависимость от оценококружающих не позволяет обрести личностную автономию, её место занимает внушаемость и некритичность к внешнему воздействию. Развитие личности подростка ставит перед ним задачи сепарации от родителей, становления самостоятельности на жизненном пути и осмысление его(оценку), понимание ответственности за собственное поведение (и по отношению к себе). Результаты исследования говорят об отклонении в становлении личности подростков с аутодеструктивным поведением.
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=81821583
M3 - статья
SP - 26
EP - 38
JO - Вопросы психологии экстремальных ситуаций
JF - Вопросы психологии экстремальных ситуаций
SN - 3034-2767
IS - 1
ER -
ID: 145472182