В статье представлен опыт изучения восприятия родительского стиля воспитания у подростков и взаимосвязи этого образа с особенностями самосознания и поведения несовершеннолетних. Группа подростков с аутодеструктивным поведением сравнивалась с подростками с деструктивным и конструктивным поведением. Были использованы психодиагностические методики: опросник «ПоР», «Самоотношение» Пантилеев-Столин, «Шкала самооценки» Дембо-Рубинштейн, опросник «ДАП-II», тест «Направленность агрессии» Е.П. Ильина; данные измерений
подвергнуты корреляционному анализу. Представленное исследование свидетельствует о нарушении в становлении личности подростков с аутодеструктивным поведением. Обозначены внутренние противоречия личности подростков с аутодеструкцией (экспериментальная группа). В исследуемых группах подростков (аутодеструктивной направленностью и
деструктивной направленностью) самосознание незрелое, оно зависит от отношения к подросткам родителей. Неблагополучная социальная ситуация развития накладывает свой отпечаток на образ «Я» и самоотношение, как
результат защитная (навязанная) самооценка, противоречивое отношение к себе. Аутодеструктивные подростки обладают выраженною самоуверенностью, что дает им право на самостоятельность, но слабая способность к саморегуляции и выраженная зависимость от оценок
окружающих не позволяет обрести личностную автономию, её место занимает внушаемость и некритичность к внешнему воздействию. Развитие личности подростка ставит перед ним задачи сепарации от родителей, становления самостоятельности на жизненном пути и осмысление его
(оценку), понимание ответственности за собственное поведение (и по отношению к себе). Результаты исследования говорят об отклонении в становлении личности подростков с аутодеструктивным поведением.