Standard

Конфликтные обстоятельства историцизма: от телеологии истории к теологии современного человека. / Львов, Александр Александрович.

в: КОНФЛИКТОЛОГИЯ, Том 4, № 17, 2022, стр. 115-130.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{9af8a0aed4704cfcadd376e10f41b045,
title = "Конфликтные обстоятельства историцизма: от телеологии истории к теологии современного человека",
abstract = "Идея «конца человеческой исключительности», обсуждаемая сегодня в гуманитарных науках, в XXI в. стала отправной точкой в обсуждении того образа мира, в котором человек оказался в своем качестве субъекта истории. В наше статье мы проанализируем принципы деконструкции универсалистского понимания истории (на примерах идейП. Рикёра и Л. Альтюссера) и обратимся к трем важным обстоятельствам современной исторической ситуации, которые обусловливают актуальный образ человека. Эти три обстоятельства — феномен новой этики, военные конфликты низкой интенсивности и концепция антропоцена — позволят нам сделать вывод о характеристическом свойстве современного субъекта истории и продемонстрировать ту концептуальную альтернативу,которая выстраивается по отношению к классическим телеологическим, а значит и историцистским представлениям о человеческой истории. Из рассмотренных нами конфликтных обстоятельств, в которых существует современный субъект истории, следует, что ближайшим образом мы можем описать человека как процесс, а не сущность, как самость,а не чтойность, как длительность, а не определенность. Власть человека-творца, человекапроизводителя над временем и пространством приближает нас к идее о том, что современная история в качестве своего субъекта требует уже не человека, а Бога. С тоски зрения современных эволюционных концепций, в частности, концепции культурной эволюции, человеческая история, вписанная в универсальный эволюционный процесс, утрачиваетсяи свою телеологию. Однако это обстоятельство парадоксальным образом оборачивается тем, что человек в истории выстраивает собственную теологию, приобретая свойства незавершенного, безымянного божества.",
keywords = "историцизм, гуманитарные науки, ИСТОРИЧЕСКИЙ РЕЛЯТИВИЗМ, новая этика, антропоцен, телеологизм, historicism, the Humanities, HISTORICAL RELATIVISM, new ethics, Anthropocene, teleologism",
author = "Львов, {Александр Александрович}",
year = "2022",
language = "русский",
volume = "4",
pages = "115--130",
journal = "КОНФЛИКТОЛОГИЯ",
issn = "1818-1198",
publisher = "Фонд развития конфликтологии",
number = "17",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Конфликтные обстоятельства историцизма: от телеологии истории к теологии современного человека

AU - Львов, Александр Александрович

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - Идея «конца человеческой исключительности», обсуждаемая сегодня в гуманитарных науках, в XXI в. стала отправной точкой в обсуждении того образа мира, в котором человек оказался в своем качестве субъекта истории. В наше статье мы проанализируем принципы деконструкции универсалистского понимания истории (на примерах идейП. Рикёра и Л. Альтюссера) и обратимся к трем важным обстоятельствам современной исторической ситуации, которые обусловливают актуальный образ человека. Эти три обстоятельства — феномен новой этики, военные конфликты низкой интенсивности и концепция антропоцена — позволят нам сделать вывод о характеристическом свойстве современного субъекта истории и продемонстрировать ту концептуальную альтернативу,которая выстраивается по отношению к классическим телеологическим, а значит и историцистским представлениям о человеческой истории. Из рассмотренных нами конфликтных обстоятельств, в которых существует современный субъект истории, следует, что ближайшим образом мы можем описать человека как процесс, а не сущность, как самость,а не чтойность, как длительность, а не определенность. Власть человека-творца, человекапроизводителя над временем и пространством приближает нас к идее о том, что современная история в качестве своего субъекта требует уже не человека, а Бога. С тоски зрения современных эволюционных концепций, в частности, концепции культурной эволюции, человеческая история, вписанная в универсальный эволюционный процесс, утрачиваетсяи свою телеологию. Однако это обстоятельство парадоксальным образом оборачивается тем, что человек в истории выстраивает собственную теологию, приобретая свойства незавершенного, безымянного божества.

AB - Идея «конца человеческой исключительности», обсуждаемая сегодня в гуманитарных науках, в XXI в. стала отправной точкой в обсуждении того образа мира, в котором человек оказался в своем качестве субъекта истории. В наше статье мы проанализируем принципы деконструкции универсалистского понимания истории (на примерах идейП. Рикёра и Л. Альтюссера) и обратимся к трем важным обстоятельствам современной исторической ситуации, которые обусловливают актуальный образ человека. Эти три обстоятельства — феномен новой этики, военные конфликты низкой интенсивности и концепция антропоцена — позволят нам сделать вывод о характеристическом свойстве современного субъекта истории и продемонстрировать ту концептуальную альтернативу,которая выстраивается по отношению к классическим телеологическим, а значит и историцистским представлениям о человеческой истории. Из рассмотренных нами конфликтных обстоятельств, в которых существует современный субъект истории, следует, что ближайшим образом мы можем описать человека как процесс, а не сущность, как самость,а не чтойность, как длительность, а не определенность. Власть человека-творца, человекапроизводителя над временем и пространством приближает нас к идее о том, что современная история в качестве своего субъекта требует уже не человека, а Бога. С тоски зрения современных эволюционных концепций, в частности, концепции культурной эволюции, человеческая история, вписанная в универсальный эволюционный процесс, утрачиваетсяи свою телеологию. Однако это обстоятельство парадоксальным образом оборачивается тем, что человек в истории выстраивает собственную теологию, приобретая свойства незавершенного, безымянного божества.

KW - историцизм

KW - гуманитарные науки

KW - ИСТОРИЧЕСКИЙ РЕЛЯТИВИЗМ

KW - новая этика

KW - антропоцен

KW - телеологизм

KW - historicism

KW - the Humanities

KW - HISTORICAL RELATIVISM

KW - new ethics

KW - Anthropocene

KW - teleologism

M3 - статья

VL - 4

SP - 115

EP - 130

JO - КОНФЛИКТОЛОГИЯ

JF - КОНФЛИКТОЛОГИЯ

SN - 1818-1198

IS - 17

ER -

ID: 102141103