Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Конфликтные обстоятельства историцизма: от телеологии истории к теологии современного человека. / Львов, Александр Александрович.
In: КОНФЛИКТОЛОГИЯ, Vol. 4, No. 17, 2022, p. 115-130.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Конфликтные обстоятельства историцизма: от телеологии истории к теологии современного человека
AU - Львов, Александр Александрович
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - Идея «конца человеческой исключительности», обсуждаемая сегодня в гуманитарных науках, в XXI в. стала отправной точкой в обсуждении того образа мира, в котором человек оказался в своем качестве субъекта истории. В наше статье мы проанализируем принципы деконструкции универсалистского понимания истории (на примерах идейП. Рикёра и Л. Альтюссера) и обратимся к трем важным обстоятельствам современной исторической ситуации, которые обусловливают актуальный образ человека. Эти три обстоятельства — феномен новой этики, военные конфликты низкой интенсивности и концепция антропоцена — позволят нам сделать вывод о характеристическом свойстве современного субъекта истории и продемонстрировать ту концептуальную альтернативу,которая выстраивается по отношению к классическим телеологическим, а значит и историцистским представлениям о человеческой истории. Из рассмотренных нами конфликтных обстоятельств, в которых существует современный субъект истории, следует, что ближайшим образом мы можем описать человека как процесс, а не сущность, как самость,а не чтойность, как длительность, а не определенность. Власть человека-творца, человекапроизводителя над временем и пространством приближает нас к идее о том, что современная история в качестве своего субъекта требует уже не человека, а Бога. С тоски зрения современных эволюционных концепций, в частности, концепции культурной эволюции, человеческая история, вписанная в универсальный эволюционный процесс, утрачиваетсяи свою телеологию. Однако это обстоятельство парадоксальным образом оборачивается тем, что человек в истории выстраивает собственную теологию, приобретая свойства незавершенного, безымянного божества.
AB - Идея «конца человеческой исключительности», обсуждаемая сегодня в гуманитарных науках, в XXI в. стала отправной точкой в обсуждении того образа мира, в котором человек оказался в своем качестве субъекта истории. В наше статье мы проанализируем принципы деконструкции универсалистского понимания истории (на примерах идейП. Рикёра и Л. Альтюссера) и обратимся к трем важным обстоятельствам современной исторической ситуации, которые обусловливают актуальный образ человека. Эти три обстоятельства — феномен новой этики, военные конфликты низкой интенсивности и концепция антропоцена — позволят нам сделать вывод о характеристическом свойстве современного субъекта истории и продемонстрировать ту концептуальную альтернативу,которая выстраивается по отношению к классическим телеологическим, а значит и историцистским представлениям о человеческой истории. Из рассмотренных нами конфликтных обстоятельств, в которых существует современный субъект истории, следует, что ближайшим образом мы можем описать человека как процесс, а не сущность, как самость,а не чтойность, как длительность, а не определенность. Власть человека-творца, человекапроизводителя над временем и пространством приближает нас к идее о том, что современная история в качестве своего субъекта требует уже не человека, а Бога. С тоски зрения современных эволюционных концепций, в частности, концепции культурной эволюции, человеческая история, вписанная в универсальный эволюционный процесс, утрачиваетсяи свою телеологию. Однако это обстоятельство парадоксальным образом оборачивается тем, что человек в истории выстраивает собственную теологию, приобретая свойства незавершенного, безымянного божества.
KW - историцизм
KW - гуманитарные науки
KW - ИСТОРИЧЕСКИЙ РЕЛЯТИВИЗМ
KW - новая этика
KW - антропоцен
KW - телеологизм
KW - historicism
KW - the Humanities
KW - HISTORICAL RELATIVISM
KW - new ethics
KW - Anthropocene
KW - teleologism
M3 - статья
VL - 4
SP - 115
EP - 130
JO - КОНФЛИКТОЛОГИЯ
JF - КОНФЛИКТОЛОГИЯ
SN - 1818-1198
IS - 17
ER -
ID: 102141103