Выбор темы данной статьи обусловлен вниманием современной науки к проблемам синхронного перевода. Но если конференц-переводу посвящено значительное количество публикаций, то шушутаж, или перевод нашептыванием, чрезвычайно востребованный в условиях международного сотрудничества, практически не освещается в специальных работах и редко включается в программы подготовки переводчиков. Актуальность исследования обусловлена его нахождением на стыке активно разрабатываемых направлений переводоведения: лингвистического и дидактического. Обучение данному виду перевода целесообразно включать в программу подготовки профессионального переводчика, поскольку в эпоху глобализации шушутаж оказывается чрезвычайно востребованным при проведении международных мероприятий. Новизна исследования заключается в том, что в пределах конкретного участка языковой системы (выражения прецизионной информации) авторы впервые описали становление необходимого навыка компенсации на начальных этапах обучения шушутажу в рамках разработанной и апробированной ими универсальной методики, основанной на предлагаемых в статье формах автономии студента и использовании "шифтерной" ролевой игры. Когнитивный подход к анализу продукта перевода нашептыванием позволил впервые продемонстрировать диапазон поиска средств компенсации при шушутаже - от непродуктивного до успешного - и выявить источники ошибок, к которым относится, в частности, выявленное авторами когнитивное уподобление. В качестве одной из перспектив дальнейшей теоретической разработки темы указано эрратологическое направление исследования шушутажа. Использование предлагаемой методики развивает автономию студента, повышает психологическую устойчивость и развивает необходимый устному переводчику профессиональный подход к компенсации, позволяя тем самым предотвратить ряд переводческих ошибок. В статье впервые вводятся рабочие понятия шифтерной языковой игры и когнитивного уподобления, а также уточняется понятие автономии студента применительно к преподаванию шушутажа.
Переведенное названиеCOGNITIVE ASPECT OF CONVEYING PRECISE INFORMATION AT THE EARLY STAGES OF EDUCATION PROCESS
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)81-93
ЖурналLitera
Номер выпуска10
СостояниеОпубликовано - 2020

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

    Области исследований

  • СИНХРОННЫЙ ПЕРЕВОД, ШУШУТАЖ, прецизионная информация, КОГНИТИВНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ, ПЕРЕВОДЧЕСКАЯ ОШИБКА, КОМПЕНСАЦИЯ, ПРОКСЕМИКА, ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, ПЕРЕВОДЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ, КОНФЕРЕНЦ ПЕРЕВОД

ID: 72118500