Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Обучение перцептивным категориям: различия между вербальными и невербальными способами коммуникации. / Тихонов, Роман Вадимович; Москвичев, Арсений Кириллович.
в: Петербургский психологический журнал, № 29, 01.12.2019, стр. 1-20.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Обучение перцептивным категориям: различия между вербальными и невербальными способами коммуникации
AU - Тихонов, Роман Вадимович
AU - Москвичев, Арсений Кириллович
PY - 2019/12/1
Y1 - 2019/12/1
N2 - Обучение новым понятиям и категориям может происходить как с помощью демонстрации примеров, так и посредством вербальной коммуникации. Однако вербальные и невербальные способы передачи знаний во многих случаях не сводимы друг к другу. При обучении перцептивным категориям языковые средства позволяют обозначать релевантные признаки и экономно передавать абстрактные правила, в то время как примеры помогают соотнести словесные обозначения с конкретными перцептивными проявлениями признаков. В настоящем исследовании изучается передача категориальной информации от «учителя» к «ученику» с использованием вербального, невербального и комбинированного способов коммуникации. Результаты эксперимента показали, что размерность стимулов (т.е. общее количество изменяющихся признаков) снижает воспринимаемую и объективную эффективность обучения на примерах, но не влияет на обучение через словесные объяснения. В свою очередь, перцептивная схожесть стимуловнегативно сказывается на эффективности вербальной коммуникации, но не влияет на невербальную.
AB - Обучение новым понятиям и категориям может происходить как с помощью демонстрации примеров, так и посредством вербальной коммуникации. Однако вербальные и невербальные способы передачи знаний во многих случаях не сводимы друг к другу. При обучении перцептивным категориям языковые средства позволяют обозначать релевантные признаки и экономно передавать абстрактные правила, в то время как примеры помогают соотнести словесные обозначения с конкретными перцептивными проявлениями признаков. В настоящем исследовании изучается передача категориальной информации от «учителя» к «ученику» с использованием вербального, невербального и комбинированного способов коммуникации. Результаты эксперимента показали, что размерность стимулов (т.е. общее количество изменяющихся признаков) снижает воспринимаемую и объективную эффективность обучения на примерах, но не влияет на обучение через словесные объяснения. В свою очередь, перцептивная схожесть стимуловнегативно сказывается на эффективности вербальной коммуникации, но не влияет на невербальную.
KW - категориальное научение
KW - вербальная коммуникация
KW - невербальная коммуникация
KW - передача знаний
KW - category learning
KW - verbal communication
KW - NONVERBAL COMMUNICATION
KW - KNOWLEDGE TRANSFER
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42361896
M3 - статья
SP - 1
EP - 20
JO - Петербургский психологический журнал
JF - Петербургский психологический журнал
SN - 2225-7527
IS - 29
ER -
ID: 62342965