В статье анализируется повесть Н. В. Гоголя «Нос» и формируется новый взгляд на ее идейные составляющие. Если традиция советского литературоведения предлагала (вслед за В. Г. Белинским) в повести Гоголя акцентировать ее обличительно-сатирический аспект, то в данной работе на первый план выдвигается пушкинское определение «Носа» как «веселой шутки», игры, за которой встает образ фантастического мира, во многом непонятного и по-своему иррационального. В работе показано, что в повести «Нос» Гоголь воссоздал образ неразгаданного в своей сложности реального мира и сумел отразить удивительную особенность человеческого сознания (психологии), когда не только на уровне литературы, но и в реальном мире часть воспринимается равной (и правоправной) целому. Причем, как показано в работе, этой «частью» у Гоголя далеко не всегда оказывается (или должно быть) «электричество чина» (утверждение О. Г. Дилакторской), то есть социальная (социологизированная) составляющая характера и образа. В отличие от Б. М. Эйхенбаума, который