Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Искусство как возвышенное и небесное в шумеро-аккадской культуре. / Емельянов, Владимир Владимирович.
в: Asiatica: труды по философии и культурам Востока, Том 18, № 1, 12.11.2024, стр. 3-26.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Искусство как возвышенное и небесное в шумеро-аккадской культуре
AU - Емельянов, Владимир Владимирович
PY - 2024/11/12
Y1 - 2024/11/12
N2 - В статье, продолжающей серию исследований автора поэстетике древней Месопотамии, рассматривается терминология возвы-шенного и процедуры возвышения изделия до статуса небесного объекта.На примере клинописных знаков, сюжетов литературы и обрядов установ-лено, что искусство уже в самых древних текстах провозглашается «вещьювеликой» и вещью не от мира сего. В древней Месопотамии понятие искус-ства было связано с понятием Неба и лестницы, возводящей наверх, что со-вершенно соответствует анагогической функции искусства в современнойэстетике. Существовало понятие «небесного образа», по которому делаласьидеальная модель вещи. Известен также ритуал разлучения вещи с масте-рами, при котором они символически лишаются своих рук и отрекаютсяот себя как от создателей вещи в пользу небесных богов, которые и провоз-глашаются истинными создателями. Отсюда понятно разделение всякойвещи на небесную и земную в старошумерских каталогах инструментов.Понятно и то, почему богиня-мать Аруру, создавшая из глины человека,нарекает его не своим именем, а именем бога мудрости, который создаетлюдей по своему небесному подобию.Ключевые слова: шумеро-аккадская культура, эстетика, ритуал, возвы-шенное, небесное.
AB - В статье, продолжающей серию исследований автора поэстетике древней Месопотамии, рассматривается терминология возвы-шенного и процедуры возвышения изделия до статуса небесного объекта.На примере клинописных знаков, сюжетов литературы и обрядов установ-лено, что искусство уже в самых древних текстах провозглашается «вещьювеликой» и вещью не от мира сего. В древней Месопотамии понятие искус-ства было связано с понятием Неба и лестницы, возводящей наверх, что со-вершенно соответствует анагогической функции искусства в современнойэстетике. Существовало понятие «небесного образа», по которому делаласьидеальная модель вещи. Известен также ритуал разлучения вещи с масте-рами, при котором они символически лишаются своих рук и отрекаютсяот себя как от создателей вещи в пользу небесных богов, которые и провоз-глашаются истинными создателями. Отсюда понятно разделение всякойвещи на небесную и земную в старошумерских каталогах инструментов.Понятно и то, почему богиня-мать Аруру, создавшая из глины человека,нарекает его не своим именем, а именем бога мудрости, который создаетлюдей по своему небесному подобию.Ключевые слова: шумеро-аккадская культура, эстетика, ритуал, возвы-шенное, небесное.
M3 - статья
VL - 18
SP - 3
EP - 26
JO - Asiatica: труды по философии и культурам Востока
JF - Asiatica: труды по философии и культурам Востока
SN - 1819-446X
IS - 1
ER -
ID: 127091342