В статье, продолжающей серию исследований автора по
эстетике древней Месопотамии, рассматривается терминология возвы-
шенного и процедуры возвышения изделия до статуса небесного объекта.
На примере клинописных знаков, сюжетов литературы и обрядов установ-
лено, что искусство уже в самых древних текстах провозглашается «вещью
великой» и вещью не от мира сего. В древней Месопотамии понятие искус-
ства было связано с понятием Неба и лестницы, возводящей наверх, что со-
вершенно соответствует анагогической функции искусства в современной
эстетике. Существовало понятие «небесного образа», по которому делалась
идеальная модель вещи. Известен также ритуал разлучения вещи с масте-
рами, при котором они символически лишаются своих рук и отрекаются
от себя как от создателей вещи в пользу небесных богов, которые и провоз-
глашаются истинными создателями. Отсюда понятно разделение всякой
вещи на небесную и земную в старошумерских каталогах инструментов.
Понятно и то, почему богиня-мать Аруру, создавшая из глины человека,
нарекает его не своим именем, а именем бога мудрости, который создает
людей по своему небесному подобию.
Ключевые слова: шумеро-аккадская культура, эстетика, ритуал, возвы-
шенное, небесное.