Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья в журнале по материалам конференции › Рецензирование
Изображения распятия в античном искусстве в римский период. / Пантелеев, Алексей Дмитриевич.
в: Актуальные проблемы теории и истории искусства, Том 11, 2021, стр. 124-133.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья в журнале по материалам конференции › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Изображения распятия в античном искусстве в римский период
AU - Пантелеев, Алексей Дмитриевич
N1 - Пантелеев А. Д. Изображения распятия в античном искусстве в римский период // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 124–133. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-01-11
PY - 2021
Y1 - 2021
N2 - Статья посвящена рассмотрению изображения распятия в античном искусстве. Хотя древние историки, философы, риторы, поэты и писатели много рассказывают об этой казни, нашей богатой литературной традиции соответствует всего несколько изображений. Это 1) фреска из гробницы Ариети, или как её иногда называют, гробницы Магистратов, в Риме (III–I вв. до н. э.); 2) граффито из Путеол (нач. II в. н. э.); 3) граффито Алексамена (кон. II – нач. III в. н. э.), найденное при раскопках на Палатинском холме в Риме. Кроме того, рассмотрены артефакты, подлинность которых в наше время вызывает сомнения: цилиндрическая печать с висящим на кресте Орфеем и костяной амулет с изображением распятой ослиноголовой фигуры. Особое внимание при рассказе о них уделено истории их интерпретаций современными исследователями. Редкость этих изображений может быть следствием того, что для римлян этот обычай с самого начала считался варварским и применимым только к рабам и не-гражданам; этот сюжет не мог использоваться для пропаганды имперской идеологии или поддержания римской идентичности. Это объясняет характер большинства сохранившихся памятников: это или граффити с оскорбительным подтекстом, или магические геммы.
AB - Статья посвящена рассмотрению изображения распятия в античном искусстве. Хотя древние историки, философы, риторы, поэты и писатели много рассказывают об этой казни, нашей богатой литературной традиции соответствует всего несколько изображений. Это 1) фреска из гробницы Ариети, или как её иногда называют, гробницы Магистратов, в Риме (III–I вв. до н. э.); 2) граффито из Путеол (нач. II в. н. э.); 3) граффито Алексамена (кон. II – нач. III в. н. э.), найденное при раскопках на Палатинском холме в Риме. Кроме того, рассмотрены артефакты, подлинность которых в наше время вызывает сомнения: цилиндрическая печать с висящим на кресте Орфеем и костяной амулет с изображением распятой ослиноголовой фигуры. Особое внимание при рассказе о них уделено истории их интерпретаций современными исследователями. Редкость этих изображений может быть следствием того, что для римлян этот обычай с самого начала считался варварским и применимым только к рабам и не-гражданам; этот сюжет не мог использоваться для пропаганды имперской идеологии или поддержания римской идентичности. Это объясняет характер большинства сохранившихся памятников: это или граффити с оскорбительным подтекстом, или магические геммы.
KW - Римская империя
KW - Раннее христианство
KW - Казни
KW - Изобразительное искусство
KW - Граффити
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85124907859&partnerID=8YFLogxK
U2 - 10.18688/AA2111-01-11
DO - 10.18688/AA2111-01-11
M3 - статья в журнале по материалам конференции
AN - SCOPUS:85124907859
VL - 11
SP - 124
EP - 133
JO - Актуальные проблемы теории и истории искусства
JF - Актуальные проблемы теории и истории искусства
SN - 2312-2129
T2 - Актуальные проблемы теории и истории искусства
Y2 - 26 October 2020 through 31 October 2020
ER -
ID: 93247132