Статья посвящена рассмотрению изображения распятия в античном искусстве. Хотя древние историки, философы, риторы, поэты и писатели много рассказывают об этой казни, нашей богатой литературной традиции соответствует всего несколько изображений. Это 1) фреска из гробницы Ариети, или как её иногда называют, гробницы Магистратов, в Риме (III–I вв. до н. э.); 2) граффито из Путеол (нач. II в. н. э.); 3) граффито Алексамена (кон. II – нач. III в. н. э.), найденное при раскопках на Палатинском холме в Риме. Кроме того, рассмотрены артефакты, подлинность которых в наше время вызывает сомнения: цилиндрическая печать с висящим на кресте Орфеем и костяной амулет с изображением распятой ослиноголовой фигуры. Особое внимание при рассказе о них уделено истории их интерпретаций современными исследователями. Редкость этих изображений может быть следствием того, что для римлян этот обычай с самого начала считался варварским и применимым только к рабам и не-гражданам; этот сюжет не мог использоваться для пропаганды имперской идеологии или поддержания римской идентичности. Это объясняет характер большинства сохранившихся памятников: это или граффити с оскорбительным подтекстом, или магические геммы.