Standard

Изображения распятия в античном искусстве в римский период. / Пантелеев, Алексей Дмитриевич.

In: Актуальные проблемы теории и истории искусства, Vol. 11, 2021, p. 124-133.

Research output: Contribution to journalConference articlepeer-review

Harvard

Пантелеев, АД 2021, 'Изображения распятия в античном искусстве в римский период', Актуальные проблемы теории и истории искусства, vol. 11, pp. 124-133. https://doi.org/10.18688/AA2111-01-11

APA

Vancouver

Author

Пантелеев, Алексей Дмитриевич. / Изображения распятия в античном искусстве в римский период. In: Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2021 ; Vol. 11. pp. 124-133.

BibTeX

@article{78a11543864746aba6c138a47dde573d,
title = "Изображения распятия в античном искусстве в римский период",
abstract = "Статья посвящена рассмотрению изображения распятия в античном искусстве. Хотя древние историки, философы, риторы, поэты и писатели много рассказывают об этой казни, нашей богатой литературной традиции соответствует всего несколько изображений. Это 1) фреска из гробницы Ариети, или как её иногда называют, гробницы Магистратов, в Риме (III–I вв. до н. э.); 2) граффито из Путеол (нач. II в. н. э.); 3) граффито Алексамена (кон. II – нач. III в. н. э.), найденное при раскопках на Палатинском холме в Риме. Кроме того, рассмотрены артефакты, подлинность которых в наше время вызывает сомнения: цилиндрическая печать с висящим на кресте Орфеем и костяной амулет с изображением распятой ослиноголовой фигуры. Особое внимание при рассказе о них уделено истории их интерпретаций современными исследователями. Редкость этих изображений может быть следствием того, что для римлян этот обычай с самого начала считался варварским и применимым только к рабам и не-гражданам; этот сюжет не мог использоваться для пропаганды имперской идеологии или поддержания римской идентичности. Это объясняет характер большинства сохранившихся памятников: это или граффити с оскорбительным подтекстом, или магические геммы.",
keywords = "Римская империя, Раннее христианство, Казни, Изобразительное искусство, Граффити",
author = "Пантелеев, {Алексей Дмитриевич}",
note = "Пантелеев А. Д. Изображения распятия в античном искусстве в римский период // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 124–133. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-01-11; Актуальные проблемы теории и истории искусства ; Conference date: 26-10-2020 Through 31-10-2020",
year = "2021",
doi = "10.18688/AA2111-01-11",
language = "русский",
volume = "11",
pages = "124--133",
journal = "Актуальные проблемы теории и истории искусства",
issn = "2312-2129",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Изображения распятия в античном искусстве в римский период

AU - Пантелеев, Алексей Дмитриевич

N1 - Пантелеев А. Д. Изображения распятия в античном искусстве в римский период // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 124–133. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-01-11

PY - 2021

Y1 - 2021

N2 - Статья посвящена рассмотрению изображения распятия в античном искусстве. Хотя древние историки, философы, риторы, поэты и писатели много рассказывают об этой казни, нашей богатой литературной традиции соответствует всего несколько изображений. Это 1) фреска из гробницы Ариети, или как её иногда называют, гробницы Магистратов, в Риме (III–I вв. до н. э.); 2) граффито из Путеол (нач. II в. н. э.); 3) граффито Алексамена (кон. II – нач. III в. н. э.), найденное при раскопках на Палатинском холме в Риме. Кроме того, рассмотрены артефакты, подлинность которых в наше время вызывает сомнения: цилиндрическая печать с висящим на кресте Орфеем и костяной амулет с изображением распятой ослиноголовой фигуры. Особое внимание при рассказе о них уделено истории их интерпретаций современными исследователями. Редкость этих изображений может быть следствием того, что для римлян этот обычай с самого начала считался варварским и применимым только к рабам и не-гражданам; этот сюжет не мог использоваться для пропаганды имперской идеологии или поддержания римской идентичности. Это объясняет характер большинства сохранившихся памятников: это или граффити с оскорбительным подтекстом, или магические геммы.

AB - Статья посвящена рассмотрению изображения распятия в античном искусстве. Хотя древние историки, философы, риторы, поэты и писатели много рассказывают об этой казни, нашей богатой литературной традиции соответствует всего несколько изображений. Это 1) фреска из гробницы Ариети, или как её иногда называют, гробницы Магистратов, в Риме (III–I вв. до н. э.); 2) граффито из Путеол (нач. II в. н. э.); 3) граффито Алексамена (кон. II – нач. III в. н. э.), найденное при раскопках на Палатинском холме в Риме. Кроме того, рассмотрены артефакты, подлинность которых в наше время вызывает сомнения: цилиндрическая печать с висящим на кресте Орфеем и костяной амулет с изображением распятой ослиноголовой фигуры. Особое внимание при рассказе о них уделено истории их интерпретаций современными исследователями. Редкость этих изображений может быть следствием того, что для римлян этот обычай с самого начала считался варварским и применимым только к рабам и не-гражданам; этот сюжет не мог использоваться для пропаганды имперской идеологии или поддержания римской идентичности. Это объясняет характер большинства сохранившихся памятников: это или граффити с оскорбительным подтекстом, или магические геммы.

KW - Римская империя

KW - Раннее христианство

KW - Казни

KW - Изобразительное искусство

KW - Граффити

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85124907859&partnerID=8YFLogxK

U2 - 10.18688/AA2111-01-11

DO - 10.18688/AA2111-01-11

M3 - статья в журнале по материалам конференции

AN - SCOPUS:85124907859

VL - 11

SP - 124

EP - 133

JO - Актуальные проблемы теории и истории искусства

JF - Актуальные проблемы теории и истории искусства

SN - 2312-2129

T2 - Актуальные проблемы теории и истории искусства

Y2 - 26 October 2020 through 31 October 2020

ER -

ID: 93247132