представляет собой компаративный анализ таких разных философских традиций, как индийская веданта и западноевропейская традиция феноменологии Гуссерля. В статье подробно рассматривается одна из основных для учения веданты проблем соотношения Брахмана и мира, а также Брахмана и индивидуальной души человека. Эта проблема на протяжении развития учения веданты находила разные варианты решения – от монизма Шанкары (VIII в.) до дуализма Мадхвы (XIII в.). Промежуточными стадиями развития этого учения принято считать взгляды Рамануджи и Бхаскары (XI–XII вв.). Особое внимание в статье посвящено рассмотрению решения, найденного Бхаскарой, пытавшимся обосновать, что Брахман может быть и тождественен миру и внутреннему управителю, и одновременно отличен от них в зависимости от способа нашего рассмотрения и интерпретации понятий тождества и различия, а также понятий авидьи и майи. Такого рода анализ позволяет вскрыть также и неоднозначность решения этой проблемы, предложенного Шанкарой, на что обычно исследователи не обращают внимания.
На основе сравнения хода аргументации Бхаскары, обосновывающего одновременное тождество и различие Брахмана и мира, Брахмана и индивидуальной души, с методом трансцендентальной редукции Гуссерля авторы статьи приходят к выводу, что методы феноменологии вполне могут успешно применяться при попытке осмысления европейским историком феноменологии ряда аспектов философской мысли других культурных регионов (в частности, индийской). В статье демонстрируется также, что описанию при помощи языка гуссерлианской феноменологии поддаются и другие, на первый взгляд принадлежащие совершенно иной традиции, системы западной философии (например, некоторые положения кантовской философии).
Переведенное названиеPHENOMENOLOGICAL ANALYSIS OF TERM "ANTARYAMIN" IN BHASKARA’S PHILOSOPHY
Язык оригиналарусский
ЖурналВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Номер выпуска7
СостояниеОпубликовано - 2019

    Области исследований

  • Брахман, внутренний управитель, феноменология, Гуссерль, Шанкара, Бхаскара, феноменологическая редукция.

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

ID: 37830248