Статья посвящена проблеме интеллектуальных истоков и социокультурных оснований историософии евразийства. Авторы делают попытку произвести смысловое различие между понятиями «философия истории» и «историософия». В частности, они отмечают, что философии истории присущ ретроспективный интерес к прошлому, который задает логику социального развития до настоящего момента. Настоящее при таком подходе рассматривается как завершающая стадия исторического процесса, поэтому философия истории выступает всегда с позиции оценивания прошлого. Для историософии характерен интерес к перспективам будущего как осуществлению того, что задается деятельностью людей настоящего. Авторы утверждают, что историософское понимания бытия человека в мире является более высокой степенью самосознания свободы. С их точки зрения, историософская тенденция в наибольшей степени нашла выражение в России и Германии. Это объясняется особым цивилизационным статусом этих государств в структуре европейской цивилизации. В Германии историософская тенденция реализовалась в геополитических стратегиях. В России она реализовывается в контексте евразийского миросозерцания. Евразийство как научно-философское направление представляет собой попытку концептуализации национальной идеи современной России. Оно родилось из глубокого, исторически выстраданного многими поколениями переживания единства и целостности огромного пространства, обладающего непреодолимой силой и стремлением себя выразить, переформатировать свою дикую, необузданную, манящую прелесть в совершенную красоту человеческой культуры. В заключение авторы показывают причины различия историософских моделей Германии и России.