Новизна исследования заключается, прежде всего, в соединении имен поклонника «чистого искусства» Оскара Уайльда и мастера изображения русского купечества Александра Островского. Такая параллель может показаться странной, однако есть в творчестве этих писателей неисследованные области притяжения. Известно, что Островский проявлял интерес к Англии и английской культуре, также и для Уайльда характерны русские мотивы, при этом точками пересечения их художественных пространств можно назвать У. Шекспира и Ф.М. Достоевского.
Кроме того, в общей для обоих писателей области — драматургии — существуют определенные схождения. В основе комедий Уайльда лежит мелодрама, при этом, ирония, остроумные диалоги, парадоксы вербальные и сюжетные, взрывают стереотипы жанра изнутри, приближая эти сценические произведения к новой, интеллектуальной драме или драме идей.
Одну из комедий Островского — «Без вины виноватые» — также традиционно относят к мелодраме, при этом заканчивается она едва ли не с уайльдовской долей остроумия и парадокса. Основные линии сюжета созвучны ведущему конфликту комедии Уайльда «Женщина, не стоящая внимания». В финале пьесы русского драматурга, написанной на десять лет раньше, звучат ироничные сентенции, которые почти дословно повторятся у писателя позднего Викторианства.
В статье предпринята попытка поиска ответа на вопрос — каковы источники этого неожиданного сближения.
Язык оригиналарусский
Название основной публикацииО. Уайльд и Россия
Подзаголовок основной публикацииПроблемы поэтики и рецепции
РедакторыЕкатерина Валентиновна Кузнецова
Место публикацииМ
ИздательИнститут мировой литературы имени А.М. Горького
Страницы24-42
ISBN (печатное издание)9785920807113
СостояниеОпубликовано - апр 2023
Событие«“Жизнь слишком важная вещь, чтобы рассуждать о ней серьезно”»: ирония, абсурд, парадокс в творчестве Оскара Уайльда : (к 120-летию со дня смерти писателя). - ИМЛИ РАН, Москва, Российская Федерация
Продолжительность: 2 сен 20203 сен 2020
https://imli.ru/2020/4215-mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferentsiya-zhizn-slishkom-vazhnaya-veshch-chtoby-rassuzhdat-o-nej-serezno-ironiya-absurd-paradoks-v-tvorchestve-oskara-uajlda-k-120-letiyu-so-dnya-smerti-pisatelya-2

конференция

конференция«“Жизнь слишком важная вещь, чтобы рассуждать о ней серьезно”»: ирония, абсурд, парадокс в творчестве Оскара Уайльда
Страна/TерриторияРоссийская Федерация
ГородМосква
Период2/09/203/09/20
Сайт в сети Internet

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

    Области исследований

  • О.Уайльд, А.Островский, У. Шекспир, Ф.Достоевский, А. Дюма-сын, мелодрама, парадокс, рецепция

ID: 105103504