В статье произведен обзор формирующихся исследовательских программ и дан анализ новых исследовательских стратегий, в том числе медиаэпистемологического и медиаархеологического подходов, семиотики интерфейса, экономической теории коммуникации субъектов рынка и т.д. Главные вопросы статьи: как возможен цифровой поворот в культуре, каковы его предпосылки и последствия, радикально трансформирующие контекст жизни. Развитие информационных технологий привело к возникновению целого ряда исследовательских направлений, таких как теория хаоса, трансформационная лингвистика, биоинформатика и т.д. Прикладные теории сегодня уже могут изменять не только базовые эпистемологические, но и онтологические понятия. Таким образом, сферы повседневного существования, привычно маркируемые как маргинальные, становятся определяющими для глобальных политических, экономических и социокультурных сюжетов. Так, сообщение в социальных сетях влияет на фондовые рынки, поведение компьютерных игроков - на способы взаимодействия с цифровыми гаджетами, а инструментально-коммуникативные навыки современности, сетевой контент частных видеоблогеров порой способны определять главную повестку дня в СМИ. Программные приложения цифровой среды, разработанные в IT-индустрии, определяют набор доступных пользователю средств, а вместе с ними - способы выражения и восприятия мысли. Авторы разделяют вывод: над чем бы мы ни работали, мы работаем вместе с цифровым разумом, который в форме «больших данных» (Big Data), «большой пятерки» «черт личности» (Big Five), «кибер-ДНК» и других технологий определяет наши действия. Существо цифрового поворота не берется арсеналом доцифровых методологических установок, требующих возврата к изначальному единству логики, гносеологии, этики и эстетики в эпоху эпистемологической неопределенности. Ситуация усложняется в связи с заявившими о себе контртенденциями глобализации - глокализации.