Статья посвящена анализу механизмов и инструментов, способствующих повышению инновационной активности китайских компаний. Представлена модель инновационной экосистемы Китая с описанием основных ее подсистем, а также их взаимосвязей. Обучение и развитие человеческих ресурсов рассматриваются в качестве элементов подсистемы «Образование» инновационной экосистемы, играющих роль инструментов формирования человеческих ресурсов, обеспечивающих трансформацию национальной экономики в глобальный центр инноваций.
Рассматриваются основные вызовы среды и социально-экономические институты, способствующие формированию деятельности по управлению человеческими ресурсами и реализации различных практик обучения и развития персонала в инновационно-активных компаниях.
Анализируются данные эмпирического исследования практик обучения и развития человеческих ресурсов 60 средних и крупных инновационно-активных компаний Китая. В качестве метода исследования использовано структурированное интервью на основе опросника Дж. Лоулера, в качестве показателей использованы объективные экономические показатели инновационной активности. Результаты анализа позволяют выделить четыре кластера компаний: «Инноваторов», «Лидеров обучения», «Звезд» и «Отстающих», характеризующих различные подходы компаний к организации обучения и развития персонала. Кластеры различаются по количественным и качественным показателям организации процессов обучения и развития персонала, а также по экономическим показателям инновационной активности.
Полученные результаты доказывают наличие взаимосвязи между подходами к обучению и развитию персонала и результатами инновационной активности и позволяют предположить, что обучение и развитие персонала являются эффективными инструментами управления деятельностью инновационно-активных компаний.
Работа подготовлена за счет гранта «Развитие и обучение человеческих ресурсов как фактор формирования конкурентоспособности компаний развивающихся рынков» (16.23.1842.2015) Высшей школы менеджмента СПбГУ.