Анализируется процесс формирования глобальной науки в современном мире, предполагающий как появление новых объектов и предметов исследований, так и изменение совокупного субъекта исследовательской деятельности – научного сообщества. Показывается, что глобализация психологической науки включает не только процессы интеграции, но и процессы дифференциации мировой науки, в ходе которых подвергаются сомнению устоявшиеся в мейн
стриме второй половины ХХ века теоретические представления о человеческой природе и методологические основания этих теорий. Рассматривается формирование глобальной психологии как многополюсного сетевого образования не в качестве единого теоретического течения, а скорее,
как дивергентное развитие новых и переосмысленных старых психологических теорий в попытках дать объяснение современным эмпирическим реалиям, порождаемым современным миром.
Предлагается глобальную психологическую науку определить как этап в ее развитии, порожденный новой реальностью, для описания которой лишь ограниченно годятся старые теории. При этом дискурс глобальной психологии направлен на становление научной дисциплины, способной адекватно ответить на вызовы времени, отразить психологию ныне живущего человека. Отмечается, что в зарубежной науке он в целом позитивно воспринимается в контексте становления новых школ, роста их разнообразия и освобождения от необходимости следовать устаревшим теориям. Представляется, что для российской науки необходим отказ от изоляционистских тенденций, активное участие в диалоге, развитие сотрудничества и интеграция на новом этапе развитиямировой науки. Делается вывод о том, что в сети глобальной науки российская психология может занять достойное место, обладая серьезным теоретико-методологическим базисом и знанием психологических особенностей многомиллионного народа. В то же время, российская психо-
логия может и должна сохранить свою специфичность, потому что именно своей уникальностью она может быть интересна и полезна, а значит – востребована.