Ссылки

В РКИ недостаточно четко разграничены вид и видовая пара. Вид — грамматическая категория, в то время как видовая пара — более частное, лексико-грамматическое явление.
1. В пособиях и на занятиях вид представлен списком видовых пар, что ограничивает грамматический кругозор учащихся и препятствует усвоению таких групп глаголов, как читать, почитать, прочитать; говорить, сказать, поговорить. Разграничение вида и видовой пары позволит развести грамматический и лексический аспекты темы.
2. Абсолютизация видовой пары в изучении вида препятствует усвоению трехступенчатой видовой деривации как грамматического процесса. Вне учебной повестки остаются видовые триады типа читать/ прочитать/ прочитывать, а также контекстная синонимия между первичными и вторичными НСВ в случаях типа идти/ пройти/ проходить. Приоритет вида над видовой парой помог бы избежать этих потерь.
3. Изучение вида только в рамках видовой парности исключает из рассмотрения несобственно парные образования непредельных глаголов типа посидеть. Для учащихся такие глаголы остаются без перфективных соответствий, между тем как в речи перфективация непредельных глаголов широко распространена и сближается с видовой парностью, ср. Поработав, можно отдохнуть. Включение непарных глаголов в общую видовую рамку устраняет данный пробел.
4. Дефектные, потенциально предельные глаголы НСВ типа разговаривать лишены перфективных соответствий в парной модели преподавания вида. Подчинение их грамматическим закономерностям употребления вида позволит установить соответствие между ними и СВ других лексем, напр. разговаривать/ поговорить. Возможно включение в видовую орбиту и неглагольных предикатов, ср. надо/ понадобиться.
5. Абсолютизация видовой пары в изучении вида отодвигает на задний план важнейшие способы действия, прежде всего результативный, начинательный и ограничительный. Их соотношение с видовой парностью не проясняется. Примат видового соответствия над видовой парой позволит сопоставить видовую пару со способом действия, выявить их семантическое различие и пересечение в таких случаях, как читать/ почитать/ прочитать, ездить/ съездить.
6. Преувеличенная роль видовой пары в теме вида мешает пониманию семантической разнородности таких пар, как читать/ прочитать, приходить/ прийти, понимать/ понять. Отделение общего, грамматического, от частного, семантического, с последующим отделением видовой пары от способа действия облегчит семантическую типологию видовых пар.
7. Описание видовых ситуаций традиционно ориентировано на видовую пару. На периферии РКИ остаются ситуации, в которых видовая парность явно не представлена, ср. Давай посидим; Жил, жил, да и умер; Сейчас не надо, а завтра понадобится. Их объяснение требует более широкого основания — грамматического соответствия НСВ и СВ, независимого от парности.
Недостаточно четкое разграничение понятий вида и видовой пары в практике РКИ ведет к ряду трудностей в усвоении данной темы иностранцами. Выдвигается модель преподавания вида, в которой категория вида служит общей тематической рамкой, а видовая пара предстает более частным явлением. Данная модель привлекается к прояснению таких аспектов обучения виду, как видовая деривация, видовой статус непредельных и дефектных глаголов, способы действия и семантическая типология видовых пар, аспектуальные ситуации.
Язык оригиналарусский
Название основной публикацииРусский язык как иностранный и методика его преподавания
Подзаголовок основной публикацииСборник научных трудов
РедакторыНина Александровна Любимова, Елена Иннокентьевна Зиновьева, Леонид Викторович Московкин, Татьяна Игоревна Попова, Кира Анатольевна Рогова, Максим Сергеевич Шишков
Место публикацииСанкт-Петербург
ИздательРОПРЯЛ
Страницы42-46
Число страниц5
Том30
ISBN (печатное издание)978-5-9500626-9-8
СостояниеОпубликовано - окт 2019
СобытиеXLII Международная филологическая конференция - СПбГУ, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Продолжительность: 11 мар 201317 мар 2013
Номер конференции: XLVII
http://conference-spbu.ru/conference/38
http://phil.spbu.ru/Phil/nauka/konferencii/arhiv/konferencii-2017-2018-goda/xlvii-mezhdunarodnaya-filologicheskaya-nauchnaya-konferenciya
http://phil.spbu.ru/Phil/nauka/konferencii/konferencii-2018-2019-goda/xlviii-mezhdunarodnaya-filologicheskaya-konferenciya
http://conference-spbu.ru/conference/40/structure/
http://conference-spbu.ru/conference/40/news/20/.
http://conference-spbu.ru/conference/40/
http://www.conference-spbu.ru/conference/13/

Серия публикаций

НазваниеРусский язык как иностранный и методика его преподавания
ИздательРОПРЯЛ
Том30
ISSN (печатное издание)2499-9903

конференция

конференцияXLII Международная филологическая конференция
Сокращенное названиеМФНК
Страна/TерриторияРоссийская Федерация
ГородСанкт-Петербург
Период11/03/1317/03/13
Сайт в сети Internet

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

    Области исследований

  • виды глагола, видовая пара, русский язык для иностранцев

ID: 75214106