В РКИ недостаточно четко разграничены вид и видовая пара. Вид — грамматическая категория, в то время как видовая пара — более частное, лексико-грамматическое явление.
1. В пособиях и на занятиях вид представлен списком видовых пар, что ограничивает грамматический кругозор учащихся и препятствует усвоению таких групп глаголов, как читать, почитать, прочитать; говорить, сказать, поговорить. Разграничение вида и видовой пары позволит развести грамматический и лексический аспекты темы.
2. Абсолютизация видовой пары в изучении вида препятствует усвоению трехступенчатой видовой деривации как грамматического процесса. Вне учебной повестки остаются видовые триады типа читать/ прочитать/ прочитывать, а также контекстная синонимия между первичными и вторичными НСВ в случаях типа идти/ пройти/ проходить. Приоритет вида над видовой парой помог бы избежать этих потерь.
3. Изучение вида только в рамках видовой парности исключает из рассмотрения несобственно парные образования непредельных глаголов типа посидеть. Для учащихся такие глаголы остаются без перфективных соответствий, между тем как в речи перфективация непредельных глаголов широко распространена и сближается с видовой парностью, ср. Поработав, можно отдохнуть. Включение непарных глаголов в общую видовую рамку устраняет данный пробел.
4. Дефектные, потенциально предельные глаголы НСВ типа разговаривать лишены перфективных соответствий в парной модели преподавания вида. Подчинение их грамматическим закономерностям употребления вида позволит установить соответствие между ними и СВ других лексем, напр. разговаривать/ поговорить. Возможно включение в видовую орбиту и неглагольных предикатов, ср. надо/ понадобиться.
5. Абсолютизация видовой пары в изучении вида отодвигает на задний план важнейшие способы действия, прежде всего результативный, начинательный и ограничительный. Их соотношение с видовой парностью не проясняется. Примат видового соответствия над видовой парой позволит сопоставить видовую пару со способом действия, выявить их семантическое различие и пересечение в таких случаях, как читать/ почитать/ прочитать, ездить/ съездить.
6. Преувеличенная роль видовой пары в теме вида мешает пониманию семантической разнородности таких пар, как читать/ прочитать, приходить/ прийти, понимать/ понять. Отделение общего, грамматического, от частного, семантического, с последующим отделением видовой пары от способа действия облегчит семантическую типологию видовых пар.
7. Описание видовых ситуаций традиционно ориентировано на видовую пару. На периферии РКИ остаются ситуации, в которых видовая парность явно не представлена, ср. Давай посидим; Жил, жил, да и умер; Сейчас не надо, а завтра понадобится. Их объяснение требует более широкого основания — грамматического соответствия НСВ и СВ, независимого от парности.
Недостаточно четкое разграничение понятий вида и видовой пары в практике РКИ ведет к ряду трудностей в усвоении данной темы иностранцами. Выдвигается модель преподавания вида, в которой категория вида служит общей тематической рамкой, а видовая пара предстает более частным явлением. Данная модель привлекается к прояснению таких аспектов обучения виду, как видовая деривация, видовой статус непредельных и дефектных глаголов, способы действия и семантическая типология видовых пар, аспектуальные ситуации.