Standard

Социально-психологическая концептуализация феномена интернет-мемов. / Горбатов, Дмитрий Сергеевич; Байчик, Анна Витальевна.

в: ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ (VOPROSY PSIKHOLOGII), Том 67, № 1, 2021, стр. 82-91.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{c90311cc3307460b91858e2adbfe21b4,
title = "Социально-психологическая концептуализация феномена интернет-мемов",
abstract = "Интернет-мемы рассматриваются в статье как новая разновидность неформальных массовых коммуникаций. Обосновывается допустимость определения их сущности на основе использования трех базовых категорий (фразы, изображения и их сочетания) и трех различительных критериев (создание средствами компьютерных технологий, распространение преимущественно в интернете и актуализация эмоционального отношения к объектам внешнего или внутреннего мира). Описываются две распространенные методологические ошибки исследователей продуктов сетевого творчества – тенденция к рассмотрению интернет-мемов самих по себе, в искусственной изоляции от других феноменов и тренд наделения интернет-мемов в целом характеристиками их частных разновидностей. Уточняется типология интернет-мемов, основанная на применении параметров формы предъявления аудитории, субъективных представлений об авторстве, тематике и модальности эмоционального отношения к полученным материалам. Предлагается пересмотр существующих перечней социальных функций интернет-мемов на основе учета их принадлежности к неформальным массовым коммуникациям. При этом выделяются функции общие для проявлений феномена (экспрессивная, стереотипизирующая, самопрезентационная, релаксирующая) и специфичные, дополнительные, реализующиеся в отдельных тематических разновидностях интернет-мемов. В частности, для тех, которые связаны с политической проблематикой, – это прежде всего манипулирующая функция, для новостных – информационная, для используемых в образовании – дидактическая, для маркетинговых – волюнтативная, для распространяющихся в контексте социальных конфликтов – идентифицирующая, для отражающих переживания личностного неблагополучия создателей – терапевтическая и проч. В статье утверждается, что дальнейшее изучение интернет-мемов в парадигме неформальных массовых коммуникаций создаст предпосылки не только для мониторинга общественного мнения, но и поможет в деле противодействия контенту, направленному на нагнетание социальной розни и напряженности.",
keywords = "мемы, интернет-мемы, неформальные массовые коммуникации, признаки интернет-мемов, типология интернет-мемов, социальные функции интернет-мемов",
author = "Горбатов, {Дмитрий Сергеевич} and Байчик, {Анна Витальевна}",
note = "Горбатов Д.С., Байчик А.В. Социально-психологическая концептуализация феномена интернет-мемов // Вопросы психологии. 2021. № 1. С. 82-91.",
year = "2021",
language = "русский",
volume = "67",
pages = "82--91",
journal = "ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ (VOPROSY PSIKHOLOGII)",
issn = "0042-8841",
publisher = "Международная книга",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Социально-психологическая концептуализация феномена интернет-мемов

AU - Горбатов, Дмитрий Сергеевич

AU - Байчик, Анна Витальевна

N1 - Горбатов Д.С., Байчик А.В. Социально-психологическая концептуализация феномена интернет-мемов // Вопросы психологии. 2021. № 1. С. 82-91.

PY - 2021

Y1 - 2021

N2 - Интернет-мемы рассматриваются в статье как новая разновидность неформальных массовых коммуникаций. Обосновывается допустимость определения их сущности на основе использования трех базовых категорий (фразы, изображения и их сочетания) и трех различительных критериев (создание средствами компьютерных технологий, распространение преимущественно в интернете и актуализация эмоционального отношения к объектам внешнего или внутреннего мира). Описываются две распространенные методологические ошибки исследователей продуктов сетевого творчества – тенденция к рассмотрению интернет-мемов самих по себе, в искусственной изоляции от других феноменов и тренд наделения интернет-мемов в целом характеристиками их частных разновидностей. Уточняется типология интернет-мемов, основанная на применении параметров формы предъявления аудитории, субъективных представлений об авторстве, тематике и модальности эмоционального отношения к полученным материалам. Предлагается пересмотр существующих перечней социальных функций интернет-мемов на основе учета их принадлежности к неформальным массовым коммуникациям. При этом выделяются функции общие для проявлений феномена (экспрессивная, стереотипизирующая, самопрезентационная, релаксирующая) и специфичные, дополнительные, реализующиеся в отдельных тематических разновидностях интернет-мемов. В частности, для тех, которые связаны с политической проблематикой, – это прежде всего манипулирующая функция, для новостных – информационная, для используемых в образовании – дидактическая, для маркетинговых – волюнтативная, для распространяющихся в контексте социальных конфликтов – идентифицирующая, для отражающих переживания личностного неблагополучия создателей – терапевтическая и проч. В статье утверждается, что дальнейшее изучение интернет-мемов в парадигме неформальных массовых коммуникаций создаст предпосылки не только для мониторинга общественного мнения, но и поможет в деле противодействия контенту, направленному на нагнетание социальной розни и напряженности.

AB - Интернет-мемы рассматриваются в статье как новая разновидность неформальных массовых коммуникаций. Обосновывается допустимость определения их сущности на основе использования трех базовых категорий (фразы, изображения и их сочетания) и трех различительных критериев (создание средствами компьютерных технологий, распространение преимущественно в интернете и актуализация эмоционального отношения к объектам внешнего или внутреннего мира). Описываются две распространенные методологические ошибки исследователей продуктов сетевого творчества – тенденция к рассмотрению интернет-мемов самих по себе, в искусственной изоляции от других феноменов и тренд наделения интернет-мемов в целом характеристиками их частных разновидностей. Уточняется типология интернет-мемов, основанная на применении параметров формы предъявления аудитории, субъективных представлений об авторстве, тематике и модальности эмоционального отношения к полученным материалам. Предлагается пересмотр существующих перечней социальных функций интернет-мемов на основе учета их принадлежности к неформальным массовым коммуникациям. При этом выделяются функции общие для проявлений феномена (экспрессивная, стереотипизирующая, самопрезентационная, релаксирующая) и специфичные, дополнительные, реализующиеся в отдельных тематических разновидностях интернет-мемов. В частности, для тех, которые связаны с политической проблематикой, – это прежде всего манипулирующая функция, для новостных – информационная, для используемых в образовании – дидактическая, для маркетинговых – волюнтативная, для распространяющихся в контексте социальных конфликтов – идентифицирующая, для отражающих переживания личностного неблагополучия создателей – терапевтическая и проч. В статье утверждается, что дальнейшее изучение интернет-мемов в парадигме неформальных массовых коммуникаций создаст предпосылки не только для мониторинга общественного мнения, но и поможет в деле противодействия контенту, направленному на нагнетание социальной розни и напряженности.

KW - мемы, интернет-мемы, неформальные массовые коммуникации, признаки интернет-мемов, типология интернет-мемов, социальные функции интернет-мемов

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85113241067&partnerID=8YFLogxK

M3 - статья

AN - SCOPUS:85113241067

VL - 67

SP - 82

EP - 91

JO - ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ (VOPROSY PSIKHOLOGII)

JF - ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ (VOPROSY PSIKHOLOGII)

SN - 0042-8841

IS - 1

ER -

ID: 76922599