Интернет-мемы рассматриваются в статье как новая разновидность неформальных массовых коммуникаций. Обосновывается допустимость определения их сущности на основе использования трех базовых категорий (фразы, изображения и их сочетания) и трех различительных критериев (создание средствами компьютерных технологий, распространение преимущественно в интернете и актуализация эмоционального отношения к объектам внешнего или внутреннего мира). Описываются две распространенные методологические ошибки исследователей продуктов сетевого творчества – тенденция к рассмотрению интернет-мемов самих по себе, в искусственной изоляции от других феноменов и тренд наделения интернет-мемов в целом характеристиками их частных разновидностей. Уточняется типология интернет-мемов, основанная на применении параметров формы предъявления аудитории, субъективных представлений об авторстве, тематике и модальности эмоционального отношения к полученным материалам. Предлагается пересмотр существующих перечней социальных функций интернет-мемов на основе учета их принадлежности к неформальным массовым коммуникациям. При этом выделяются функции общие для проявлений феномена (экспрессивная, стереотипизирующая, самопрезентационная, релаксирующая) и специфичные, дополнительные, реализующиеся в отдельных тематических разновидностях интернет-мемов. В частности, для тех, которые связаны с политической проблематикой, – это прежде всего манипулирующая функция, для новостных – информационная, для используемых в образовании – дидактическая, для маркетинговых – волюнтативная, для распространяющихся в контексте социальных конфликтов – идентифицирующая, для отражающих переживания личностного неблагополучия создателей – терапевтическая и проч. В статье утверждается, что дальнейшее изучение интернет-мемов в парадигме неформальных массовых коммуникаций создаст предпосылки не только для мониторинга общественного мнения, но и поможет в деле противодействия контенту, направленному на нагнетание социальной розни и напряженности.
Переведенное названиеSOCIO-PSYCHOLOGICAL CONCEPTUALIZATION OF PHENOMENON OF INTERNET MEMES
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)82-91
Число страниц10
ЖурналВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ (VOPROSY PSIKHOLOGII)
Том67
Номер выпуска1
СостояниеОпубликовано - 2021

    Области исследований

  • мемы, интернет-мемы, неформальные массовые коммуникации, признаки интернет-мемов, типология интернет-мемов, социальные функции интернет-мемов

    Предметные области Scopus

  • Психология (все)

ID: 76922599