Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Социально-психологическая концептуализация феномена интернет-мемов. / Горбатов, Дмитрий Сергеевич; Байчик, Анна Витальевна.
In: ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ (VOPROSY PSIKHOLOGII), Vol. 67, No. 1, 2021, p. 82-91.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Социально-психологическая концептуализация феномена интернет-мемов
AU - Горбатов, Дмитрий Сергеевич
AU - Байчик, Анна Витальевна
N1 - Горбатов Д.С., Байчик А.В. Социально-психологическая концептуализация феномена интернет-мемов // Вопросы психологии. 2021. № 1. С. 82-91.
PY - 2021
Y1 - 2021
N2 - Интернет-мемы рассматриваются в статье как новая разновидность неформальных массовых коммуникаций. Обосновывается допустимость определения их сущности на основе использования трех базовых категорий (фразы, изображения и их сочетания) и трех различительных критериев (создание средствами компьютерных технологий, распространение преимущественно в интернете и актуализация эмоционального отношения к объектам внешнего или внутреннего мира). Описываются две распространенные методологические ошибки исследователей продуктов сетевого творчества – тенденция к рассмотрению интернет-мемов самих по себе, в искусственной изоляции от других феноменов и тренд наделения интернет-мемов в целом характеристиками их частных разновидностей. Уточняется типология интернет-мемов, основанная на применении параметров формы предъявления аудитории, субъективных представлений об авторстве, тематике и модальности эмоционального отношения к полученным материалам. Предлагается пересмотр существующих перечней социальных функций интернет-мемов на основе учета их принадлежности к неформальным массовым коммуникациям. При этом выделяются функции общие для проявлений феномена (экспрессивная, стереотипизирующая, самопрезентационная, релаксирующая) и специфичные, дополнительные, реализующиеся в отдельных тематических разновидностях интернет-мемов. В частности, для тех, которые связаны с политической проблематикой, – это прежде всего манипулирующая функция, для новостных – информационная, для используемых в образовании – дидактическая, для маркетинговых – волюнтативная, для распространяющихся в контексте социальных конфликтов – идентифицирующая, для отражающих переживания личностного неблагополучия создателей – терапевтическая и проч. В статье утверждается, что дальнейшее изучение интернет-мемов в парадигме неформальных массовых коммуникаций создаст предпосылки не только для мониторинга общественного мнения, но и поможет в деле противодействия контенту, направленному на нагнетание социальной розни и напряженности.
AB - Интернет-мемы рассматриваются в статье как новая разновидность неформальных массовых коммуникаций. Обосновывается допустимость определения их сущности на основе использования трех базовых категорий (фразы, изображения и их сочетания) и трех различительных критериев (создание средствами компьютерных технологий, распространение преимущественно в интернете и актуализация эмоционального отношения к объектам внешнего или внутреннего мира). Описываются две распространенные методологические ошибки исследователей продуктов сетевого творчества – тенденция к рассмотрению интернет-мемов самих по себе, в искусственной изоляции от других феноменов и тренд наделения интернет-мемов в целом характеристиками их частных разновидностей. Уточняется типология интернет-мемов, основанная на применении параметров формы предъявления аудитории, субъективных представлений об авторстве, тематике и модальности эмоционального отношения к полученным материалам. Предлагается пересмотр существующих перечней социальных функций интернет-мемов на основе учета их принадлежности к неформальным массовым коммуникациям. При этом выделяются функции общие для проявлений феномена (экспрессивная, стереотипизирующая, самопрезентационная, релаксирующая) и специфичные, дополнительные, реализующиеся в отдельных тематических разновидностях интернет-мемов. В частности, для тех, которые связаны с политической проблематикой, – это прежде всего манипулирующая функция, для новостных – информационная, для используемых в образовании – дидактическая, для маркетинговых – волюнтативная, для распространяющихся в контексте социальных конфликтов – идентифицирующая, для отражающих переживания личностного неблагополучия создателей – терапевтическая и проч. В статье утверждается, что дальнейшее изучение интернет-мемов в парадигме неформальных массовых коммуникаций создаст предпосылки не только для мониторинга общественного мнения, но и поможет в деле противодействия контенту, направленному на нагнетание социальной розни и напряженности.
KW - мемы, интернет-мемы, неформальные массовые коммуникации, признаки интернет-мемов, типология интернет-мемов, социальные функции интернет-мемов
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85113241067&partnerID=8YFLogxK
M3 - статья
AN - SCOPUS:85113241067
VL - 67
SP - 82
EP - 91
JO - ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ (VOPROSY PSIKHOLOGII)
JF - ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ (VOPROSY PSIKHOLOGII)
SN - 0042-8841
IS - 1
ER -
ID: 76922599