Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{3832b9af574647b69d6bd4486206b8bd,
title = "Преподавание латинского языка в Тобольском Главном народном училище (1789-1810 гг.): историко-педагогические и методические аспекты",
abstract = "В статье рассматривается история преподавания классических языков в первые годы с момента образования Главных народных училищ в Российской империи в правление Екатерины II. В качестве примера берется Тобольское Главное народное училище в пе- риод с 1789 по 1810 г., в которое были направлены выпускники Учительской семинарии Санкт-Петербурга. Дана характеристика реформы среднего образования при Екатери- не II, краткая информация о реформах классического образования в XIX в. и их вопло- щении в Западной Сибири. Также анализируются учебники, переведенные с австрий- ских и заново написанные для Главных народных училищ. Подробно рассматривается Устав народных училищ в части практических и методических рекомендаций учите- лю иностранных языков (латинский и немецкий). Приводится анализ методических принципов учебника по латинскому языку Я. А. Коменского, адаптированного для пре- подавания латыни в Главных народных училищах. Рассматриваются основные тема- тические блоки и методические особенности подачи материала, приводятся примеры текстов учебника. Публикация ставит перед собой цель рассмотреть истоки развития российского классического образования как общественного института с точки зрения практического воплощения и методического анализа, а также произвести обзор орга- низационных составляющих преподавания в Тобольском Главном народном училище. Исследуются конкретно-исторические условия работы учителей, особенности препо- давания древних языков в сибирской столице. Материал свидетельствует о далеко не безупречном характере воплощения образовательных реформ 1780-х гг. в условиях Сибири. В то же время нельзя не признать, что реформы заложили необходимую ос- нову для формирования систематического среднего образования в России и переходу к системе классических гимназий, имеющих связь и преемство с университетами евро- пейской части России, что положительно сказалось на культурном и экономическом развитии Западной Сибири в XIX — начале XX в.",
keywords = "главные народные училища, Тобольск, реформы народного образования, век Просвещения, Екатерина II, Я.А. Коменский, классические языки",
author = "Резниченко, {Егор Александрович} and Лаптева, {Марина Юрьевна}",
note = "Лаптева М. Ю., Резниченко Е. А. Преподавание латинского языка в Тоболь- ском Главном народном училище (1789–1810 гг.): историко-педагогические и методические аспекты. Philologia Classica 2022, 17 (1), 143–158. https://doi.org/10.21638/spbu20.2022.112",
year = "2022",
month = aug,
doi = "10.21638/spbu20.2022.112",
language = "русский",
volume = "14",
pages = "143--158",
journal = "Philologia Classica",
issn = "0202-2532",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Преподавание латинского языка в Тобольском Главном народном училище (1789-1810 гг.): историко-педагогические и методические аспекты

AU - Резниченко, Егор Александрович

AU - Лаптева, Марина Юрьевна

N1 - Лаптева М. Ю., Резниченко Е. А. Преподавание латинского языка в Тоболь- ском Главном народном училище (1789–1810 гг.): историко-педагогические и методические аспекты. Philologia Classica 2022, 17 (1), 143–158. https://doi.org/10.21638/spbu20.2022.112

PY - 2022/8

Y1 - 2022/8

N2 - В статье рассматривается история преподавания классических языков в первые годы с момента образования Главных народных училищ в Российской империи в правление Екатерины II. В качестве примера берется Тобольское Главное народное училище в пе- риод с 1789 по 1810 г., в которое были направлены выпускники Учительской семинарии Санкт-Петербурга. Дана характеристика реформы среднего образования при Екатери- не II, краткая информация о реформах классического образования в XIX в. и их вопло- щении в Западной Сибири. Также анализируются учебники, переведенные с австрий- ских и заново написанные для Главных народных училищ. Подробно рассматривается Устав народных училищ в части практических и методических рекомендаций учите- лю иностранных языков (латинский и немецкий). Приводится анализ методических принципов учебника по латинскому языку Я. А. Коменского, адаптированного для пре- подавания латыни в Главных народных училищах. Рассматриваются основные тема- тические блоки и методические особенности подачи материала, приводятся примеры текстов учебника. Публикация ставит перед собой цель рассмотреть истоки развития российского классического образования как общественного института с точки зрения практического воплощения и методического анализа, а также произвести обзор орга- низационных составляющих преподавания в Тобольском Главном народном училище. Исследуются конкретно-исторические условия работы учителей, особенности препо- давания древних языков в сибирской столице. Материал свидетельствует о далеко не безупречном характере воплощения образовательных реформ 1780-х гг. в условиях Сибири. В то же время нельзя не признать, что реформы заложили необходимую ос- нову для формирования систематического среднего образования в России и переходу к системе классических гимназий, имеющих связь и преемство с университетами евро- пейской части России, что положительно сказалось на культурном и экономическом развитии Западной Сибири в XIX — начале XX в.

AB - В статье рассматривается история преподавания классических языков в первые годы с момента образования Главных народных училищ в Российской империи в правление Екатерины II. В качестве примера берется Тобольское Главное народное училище в пе- риод с 1789 по 1810 г., в которое были направлены выпускники Учительской семинарии Санкт-Петербурга. Дана характеристика реформы среднего образования при Екатери- не II, краткая информация о реформах классического образования в XIX в. и их вопло- щении в Западной Сибири. Также анализируются учебники, переведенные с австрий- ских и заново написанные для Главных народных училищ. Подробно рассматривается Устав народных училищ в части практических и методических рекомендаций учите- лю иностранных языков (латинский и немецкий). Приводится анализ методических принципов учебника по латинскому языку Я. А. Коменского, адаптированного для пре- подавания латыни в Главных народных училищах. Рассматриваются основные тема- тические блоки и методические особенности подачи материала, приводятся примеры текстов учебника. Публикация ставит перед собой цель рассмотреть истоки развития российского классического образования как общественного института с точки зрения практического воплощения и методического анализа, а также произвести обзор орга- низационных составляющих преподавания в Тобольском Главном народном училище. Исследуются конкретно-исторические условия работы учителей, особенности препо- давания древних языков в сибирской столице. Материал свидетельствует о далеко не безупречном характере воплощения образовательных реформ 1780-х гг. в условиях Сибири. В то же время нельзя не признать, что реформы заложили необходимую ос- нову для формирования систематического среднего образования в России и переходу к системе классических гимназий, имеющих связь и преемство с университетами евро- пейской части России, что положительно сказалось на культурном и экономическом развитии Западной Сибири в XIX — начале XX в.

KW - главные народные училища

KW - Тобольск

KW - реформы народного образования

KW - век Просвещения

KW - Екатерина II

KW - Я.А. Коменский

KW - классические языки

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/3614a734-d691-35a5-ba98-ef977ed76f19/

U2 - 10.21638/spbu20.2022.112

DO - 10.21638/spbu20.2022.112

M3 - статья

VL - 14

SP - 143

EP - 158

JO - Philologia Classica

JF - Philologia Classica

SN - 0202-2532

IS - 1

ER -

ID: 98183465