В статье рассматривается история преподавания классических языков в первые годы с момента образования Главных народных училищ в Российской империи в правление Екатерины II. В качестве примера берется Тобольское Главное народное училище в пе- риод с 1789 по 1810 г., в которое были направлены выпускники Учительской семинарии Санкт-Петербурга. Дана характеристика реформы среднего образования при Екатери- не II, краткая информация о реформах классического образования в XIX в. и их вопло- щении в Западной Сибири. Также анализируются учебники, переведенные с австрий- ских и заново написанные для Главных народных училищ. Подробно рассматривается Устав народных училищ в части практических и методических рекомендаций учите- лю иностранных языков (латинский и немецкий). Приводится анализ методических принципов учебника по латинскому языку Я. А. Коменского, адаптированного для пре- подавания латыни в Главных народных училищах. Рассматриваются основные тема- тические блоки и методические особенности подачи материала, приводятся примеры текстов учебника. Публикация ставит перед собой цель рассмотреть истоки развития российского классического образования как общественного института с точки зрения практического воплощения и методического анализа, а также произвести обзор орга- низационных составляющих преподавания в Тобольском Главном народном училище. Исследуются конкретно-исторические условия работы учителей, особенности препо- давания древних языков в сибирской столице. Материал свидетельствует о далеко не безупречном характере воплощения образовательных реформ 1780-х гг. в условиях Сибири. В то же время нельзя не признать, что реформы заложили необходимую ос- нову для формирования систематического среднего образования в России и переходу к системе классических гимназий, имеющих связь и преемство с университетами евро- пейской части России, что положительно сказалось на культурном и экономическом развитии Западной Сибири в XIX — начале XX в.
Translated title of the contributionThe Teaching of Latin at Tobolsk Principal People’s School (1789–1810): Historical, Pedagogical and Methodical Aspects
Original languageRussian
Pages (from-to)143-158
Number of pages16
JournalPhilologia Classica
Volume14
Issue number1
DOIs
StatePublished - Aug 2022

    Scopus subject areas

  • Language and Linguistics

ID: 98183465