Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Преподавание латинского языка в Тобольском Главном народном училище (1789-1810 гг.): историко-педагогические и методические аспекты. / Резниченко, Егор Александрович; Лаптева, Марина Юрьевна.
в: Philologia Classica, Том 14, № 1, 08.2022, стр. 143-158.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Преподавание латинского языка в Тобольском Главном народном училище (1789-1810 гг.): историко-педагогические и методические аспекты
AU - Резниченко, Егор Александрович
AU - Лаптева, Марина Юрьевна
N1 - Лаптева М. Ю., Резниченко Е. А. Преподавание латинского языка в Тоболь- ском Главном народном училище (1789–1810 гг.): историко-педагогические и методические аспекты. Philologia Classica 2022, 17 (1), 143–158. https://doi.org/10.21638/spbu20.2022.112
PY - 2022/8
Y1 - 2022/8
N2 - В статье рассматривается история преподавания классических языков в первые годы с момента образования Главных народных училищ в Российской империи в правление Екатерины II. В качестве примера берется Тобольское Главное народное училище в пе- риод с 1789 по 1810 г., в которое были направлены выпускники Учительской семинарии Санкт-Петербурга. Дана характеристика реформы среднего образования при Екатери- не II, краткая информация о реформах классического образования в XIX в. и их вопло- щении в Западной Сибири. Также анализируются учебники, переведенные с австрий- ских и заново написанные для Главных народных училищ. Подробно рассматривается Устав народных училищ в части практических и методических рекомендаций учите- лю иностранных языков (латинский и немецкий). Приводится анализ методических принципов учебника по латинскому языку Я. А. Коменского, адаптированного для пре- подавания латыни в Главных народных училищах. Рассматриваются основные тема- тические блоки и методические особенности подачи материала, приводятся примеры текстов учебника. Публикация ставит перед собой цель рассмотреть истоки развития российского классического образования как общественного института с точки зрения практического воплощения и методического анализа, а также произвести обзор орга- низационных составляющих преподавания в Тобольском Главном народном училище. Исследуются конкретно-исторические условия работы учителей, особенности препо- давания древних языков в сибирской столице. Материал свидетельствует о далеко не безупречном характере воплощения образовательных реформ 1780-х гг. в условиях Сибири. В то же время нельзя не признать, что реформы заложили необходимую ос- нову для формирования систематического среднего образования в России и переходу к системе классических гимназий, имеющих связь и преемство с университетами евро- пейской части России, что положительно сказалось на культурном и экономическом развитии Западной Сибири в XIX — начале XX в.
AB - В статье рассматривается история преподавания классических языков в первые годы с момента образования Главных народных училищ в Российской империи в правление Екатерины II. В качестве примера берется Тобольское Главное народное училище в пе- риод с 1789 по 1810 г., в которое были направлены выпускники Учительской семинарии Санкт-Петербурга. Дана характеристика реформы среднего образования при Екатери- не II, краткая информация о реформах классического образования в XIX в. и их вопло- щении в Западной Сибири. Также анализируются учебники, переведенные с австрий- ских и заново написанные для Главных народных училищ. Подробно рассматривается Устав народных училищ в части практических и методических рекомендаций учите- лю иностранных языков (латинский и немецкий). Приводится анализ методических принципов учебника по латинскому языку Я. А. Коменского, адаптированного для пре- подавания латыни в Главных народных училищах. Рассматриваются основные тема- тические блоки и методические особенности подачи материала, приводятся примеры текстов учебника. Публикация ставит перед собой цель рассмотреть истоки развития российского классического образования как общественного института с точки зрения практического воплощения и методического анализа, а также произвести обзор орга- низационных составляющих преподавания в Тобольском Главном народном училище. Исследуются конкретно-исторические условия работы учителей, особенности препо- давания древних языков в сибирской столице. Материал свидетельствует о далеко не безупречном характере воплощения образовательных реформ 1780-х гг. в условиях Сибири. В то же время нельзя не признать, что реформы заложили необходимую ос- нову для формирования систематического среднего образования в России и переходу к системе классических гимназий, имеющих связь и преемство с университетами евро- пейской части России, что положительно сказалось на культурном и экономическом развитии Западной Сибири в XIX — начале XX в.
KW - главные народные училища
KW - Тобольск
KW - реформы народного образования
KW - век Просвещения
KW - Екатерина II
KW - Я.А. Коменский
KW - классические языки
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/3614a734-d691-35a5-ba98-ef977ed76f19/
U2 - 10.21638/spbu20.2022.112
DO - 10.21638/spbu20.2022.112
M3 - статья
VL - 14
SP - 143
EP - 158
JO - Philologia Classica
JF - Philologia Classica
SN - 0202-2532
IS - 1
ER -
ID: 98183465