Standard

Имперская риторика в пфальцской публицистике накануне богемской коронации курфюрста Фридриха V. / Бережная, Наталья Александровна.

In: Электронный научно-образовательный журнал «История», Vol. 14, No. 7 (129), 28, 2023.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{3dfce14c6c9a43f8be0b912e28316f1f,
title = "Имперская риторика в пфальцской публицистике накануне богемской коронации курфюрста Фридриха V",
abstract = "На рубеже XVI-XVII вв. происходит смена имперского дискурса, новые немецкие князья полны решимости защитить «истинную веру», они не против пересмотреть договоренности, достигнутые их предшественниками. Конфессиональная и имперская пропаганда в Германии усиливается. Отражала ли публицистика начала XVII в. религиозное и социально-политическое размежевание между католическими и евангелическими чинами? В пфальцских мемориальных текстах и речах профессоров Гейдельбергского университета, предназначавшихся для подданных Пфальца и единоверцев-кальвинистов, апология «истинной веры» выдвигается на первый план, а место «имперских чинов» занимают евангелические и католические чины, которые противопоставлены друг другу. Однако в сочинениях, которые распространялись по всей Германии, имперская риторика не отходит на задний план, но трансформируется вместе с образом самой Империи, о чем может свидетельствовать анонимное сочинение 1618 г. пфальцского происхождения о причинах разрушения войсками Евангелической Унии крепости Уденхайм, возведенной епископом Шпейера, членом Католической Лиги. Если в 1570-х - 1580-х гг. Империю представляли как общий для протестантов и католиков дом, сословный форум, возглавляемый императором, то риторика пфальцских текстов кануна Тридцатилетней войны все больше смещается в сторону понимания Империи лишь как сообщества элиты без явного лидера. Источник позволяет говорить о двух мотивах, которыми руководствовался пфальцский курфюрст Фридрих V, принимая решение о сносе уденхаймских укреплений: защите Империи и защите наследственных владений, причем оба эти мотива неразрывно связаны - безопасность наследственных земель и подданных может быть обеспечена только при отсутствии угроз Империи. В сочинении Фридрих V позиционируется как одна из главных персон, ответственных за Священную Римскую империю немецкой нации на берегах Рейна. Защита Империи для него предполагала, прежде всего, защиту своего уголка имперского дома - территорий, которые традиционно, еще с XIV в., входили в сферу влияния рейнских пфальцграфов.",
keywords = "Уденхайм, Пфальц, Фридрих V, публицистика, имперская риторика",
author = "Бережная, {Наталья Александровна}",
year = "2023",
doi = "10.18254/S207987840027449-2",
language = "русский",
volume = "14",
journal = "ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ ИСТОРИЯ",
issn = "2079-8784",
publisher = "Интеграция: Образование и Наука",
number = "7 (129)",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Имперская риторика в пфальцской публицистике накануне богемской коронации курфюрста Фридриха V

AU - Бережная, Наталья Александровна

PY - 2023

Y1 - 2023

N2 - На рубеже XVI-XVII вв. происходит смена имперского дискурса, новые немецкие князья полны решимости защитить «истинную веру», они не против пересмотреть договоренности, достигнутые их предшественниками. Конфессиональная и имперская пропаганда в Германии усиливается. Отражала ли публицистика начала XVII в. религиозное и социально-политическое размежевание между католическими и евангелическими чинами? В пфальцских мемориальных текстах и речах профессоров Гейдельбергского университета, предназначавшихся для подданных Пфальца и единоверцев-кальвинистов, апология «истинной веры» выдвигается на первый план, а место «имперских чинов» занимают евангелические и католические чины, которые противопоставлены друг другу. Однако в сочинениях, которые распространялись по всей Германии, имперская риторика не отходит на задний план, но трансформируется вместе с образом самой Империи, о чем может свидетельствовать анонимное сочинение 1618 г. пфальцского происхождения о причинах разрушения войсками Евангелической Унии крепости Уденхайм, возведенной епископом Шпейера, членом Католической Лиги. Если в 1570-х - 1580-х гг. Империю представляли как общий для протестантов и католиков дом, сословный форум, возглавляемый императором, то риторика пфальцских текстов кануна Тридцатилетней войны все больше смещается в сторону понимания Империи лишь как сообщества элиты без явного лидера. Источник позволяет говорить о двух мотивах, которыми руководствовался пфальцский курфюрст Фридрих V, принимая решение о сносе уденхаймских укреплений: защите Империи и защите наследственных владений, причем оба эти мотива неразрывно связаны - безопасность наследственных земель и подданных может быть обеспечена только при отсутствии угроз Империи. В сочинении Фридрих V позиционируется как одна из главных персон, ответственных за Священную Римскую империю немецкой нации на берегах Рейна. Защита Империи для него предполагала, прежде всего, защиту своего уголка имперского дома - территорий, которые традиционно, еще с XIV в., входили в сферу влияния рейнских пфальцграфов.

AB - На рубеже XVI-XVII вв. происходит смена имперского дискурса, новые немецкие князья полны решимости защитить «истинную веру», они не против пересмотреть договоренности, достигнутые их предшественниками. Конфессиональная и имперская пропаганда в Германии усиливается. Отражала ли публицистика начала XVII в. религиозное и социально-политическое размежевание между католическими и евангелическими чинами? В пфальцских мемориальных текстах и речах профессоров Гейдельбергского университета, предназначавшихся для подданных Пфальца и единоверцев-кальвинистов, апология «истинной веры» выдвигается на первый план, а место «имперских чинов» занимают евангелические и католические чины, которые противопоставлены друг другу. Однако в сочинениях, которые распространялись по всей Германии, имперская риторика не отходит на задний план, но трансформируется вместе с образом самой Империи, о чем может свидетельствовать анонимное сочинение 1618 г. пфальцского происхождения о причинах разрушения войсками Евангелической Унии крепости Уденхайм, возведенной епископом Шпейера, членом Католической Лиги. Если в 1570-х - 1580-х гг. Империю представляли как общий для протестантов и католиков дом, сословный форум, возглавляемый императором, то риторика пфальцских текстов кануна Тридцатилетней войны все больше смещается в сторону понимания Империи лишь как сообщества элиты без явного лидера. Источник позволяет говорить о двух мотивах, которыми руководствовался пфальцский курфюрст Фридрих V, принимая решение о сносе уденхаймских укреплений: защите Империи и защите наследственных владений, причем оба эти мотива неразрывно связаны - безопасность наследственных земель и подданных может быть обеспечена только при отсутствии угроз Империи. В сочинении Фридрих V позиционируется как одна из главных персон, ответственных за Священную Римскую империю немецкой нации на берегах Рейна. Защита Империи для него предполагала, прежде всего, защиту своего уголка имперского дома - территорий, которые традиционно, еще с XIV в., входили в сферу влияния рейнских пфальцграфов.

KW - Уденхайм

KW - Пфальц

KW - Фридрих V

KW - публицистика

KW - имперская риторика

UR - https://history.jes.su/s207987840027449-2-1/

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=56660975

UR - https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57674438300

U2 - 10.18254/S207987840027449-2

DO - 10.18254/S207987840027449-2

M3 - статья

VL - 14

JO - ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ ИСТОРИЯ

JF - ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ ИСТОРИЯ

SN - 2079-8784

IS - 7 (129)

M1 - 28

ER -

ID: 116237412