Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{4a831ad33dc44c0594128405599a428d,
title = "Коллективный портрет депутатов Верховного Совета СССР и союзных республик в 1938–1989 гг.",
abstract = "Верховые Советы СССР и союзных республик в 1938–1989 гг. являлись преемниками Съездов Советов и выполняли те же функции, возложенные на них правящей партией — одобрять и конвертировать решения КПСС в законы, поддерживать проводимую партией и правительством политику, легитимировать существующий режим. Советы достаточно успешно выполняли эти функции благодаря тому, что депутатский корпус включал в свой состав лояльных режиму и в то же время влиятельных, авторитетных и хорошо известных всей стране людей из всех социальных групп. Простой советский гражданин верил в правомочность депутатов и реальную силу Верховных Советов. Благодаря этому, не располагая реальной властью, Советы обладали большой символической властью, что позволяло им до 1989 г. поддерживать доверие народа к советскому строю и коммунистическому проекту. В 1938–1989 гг. в составе депутатов Верховных Советов СССР и союзных республик наблюдались важные изменения: увеличилась доля рабочих и крестьян, женщин, людей образованных, зрелого и пожилого возраста; уменьшилась доля служащих, русских и малограмотных. Депутатский корпус стал более сбалансированным по всем параметрам и существенно более образованным, но в нем по-прежнему сверхпредставленными были члены и кандидаты в члены КПСС, мужчины, служащие, интеллигенция, функционеры, а недопредставленными — беспартийные, женщины, рабочие, крестьяне и русские. Одна треть депутатов являлись партийными, советскими, комсомольскими и профсоюзными функционерами, вторая треть — руководителями промышленных и сельскохозяйственных предприятий, учреждений разного рода, представителями генералитета и элитарной интеллигенции. В целом в депутатском корпусе концентрировалась элита, в том числе в Верховных Советах союзных и автономных республиках — национальная элита титульных народов. Верховный Совет нельзя считать реальным парламентом — высшим законодательным органом в государстве, полномочным принимать законы, формировать и контролировать исполнительную власть. В нем концентрировались не профессиональные политики, как в западных парламентах, а элита. Для большинства депутатов деятельность в Советах являлась не основной профессией, а почетной работой по совместительству на общественных началах.",
keywords = "состав Верховных Советов, реальная и символическая власть, политическая колея, демократический авторитаризм, Верховный совет, Земский собор, электоральная статистика",
author = "Миронов, {Борис Николаевич}",
note = "Миронов Б. Н. Коллективный портрет депутатов Верховного Совета СССР и союзных республик в 1938–1989 гг. // Новейшая история России. 2023. Т. 13, № 1. С. 141–171. ",
year = "2023",
language = "русский",
volume = "13",
pages = "141--171",
journal = "Modern History of Russia",
issn = "2219-9659",
publisher = "Foundation for Research in Modern History",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Коллективный портрет депутатов Верховного Совета СССР и союзных республик в 1938–1989 гг.

AU - Миронов, Борис Николаевич

N1 - Миронов Б. Н. Коллективный портрет депутатов Верховного Совета СССР и союзных республик в 1938–1989 гг. // Новейшая история России. 2023. Т. 13, № 1. С. 141–171.

PY - 2023

Y1 - 2023

N2 - Верховые Советы СССР и союзных республик в 1938–1989 гг. являлись преемниками Съездов Советов и выполняли те же функции, возложенные на них правящей партией — одобрять и конвертировать решения КПСС в законы, поддерживать проводимую партией и правительством политику, легитимировать существующий режим. Советы достаточно успешно выполняли эти функции благодаря тому, что депутатский корпус включал в свой состав лояльных режиму и в то же время влиятельных, авторитетных и хорошо известных всей стране людей из всех социальных групп. Простой советский гражданин верил в правомочность депутатов и реальную силу Верховных Советов. Благодаря этому, не располагая реальной властью, Советы обладали большой символической властью, что позволяло им до 1989 г. поддерживать доверие народа к советскому строю и коммунистическому проекту. В 1938–1989 гг. в составе депутатов Верховных Советов СССР и союзных республик наблюдались важные изменения: увеличилась доля рабочих и крестьян, женщин, людей образованных, зрелого и пожилого возраста; уменьшилась доля служащих, русских и малограмотных. Депутатский корпус стал более сбалансированным по всем параметрам и существенно более образованным, но в нем по-прежнему сверхпредставленными были члены и кандидаты в члены КПСС, мужчины, служащие, интеллигенция, функционеры, а недопредставленными — беспартийные, женщины, рабочие, крестьяне и русские. Одна треть депутатов являлись партийными, советскими, комсомольскими и профсоюзными функционерами, вторая треть — руководителями промышленных и сельскохозяйственных предприятий, учреждений разного рода, представителями генералитета и элитарной интеллигенции. В целом в депутатском корпусе концентрировалась элита, в том числе в Верховных Советах союзных и автономных республиках — национальная элита титульных народов. Верховный Совет нельзя считать реальным парламентом — высшим законодательным органом в государстве, полномочным принимать законы, формировать и контролировать исполнительную власть. В нем концентрировались не профессиональные политики, как в западных парламентах, а элита. Для большинства депутатов деятельность в Советах являлась не основной профессией, а почетной работой по совместительству на общественных началах.

AB - Верховые Советы СССР и союзных республик в 1938–1989 гг. являлись преемниками Съездов Советов и выполняли те же функции, возложенные на них правящей партией — одобрять и конвертировать решения КПСС в законы, поддерживать проводимую партией и правительством политику, легитимировать существующий режим. Советы достаточно успешно выполняли эти функции благодаря тому, что депутатский корпус включал в свой состав лояльных режиму и в то же время влиятельных, авторитетных и хорошо известных всей стране людей из всех социальных групп. Простой советский гражданин верил в правомочность депутатов и реальную силу Верховных Советов. Благодаря этому, не располагая реальной властью, Советы обладали большой символической властью, что позволяло им до 1989 г. поддерживать доверие народа к советскому строю и коммунистическому проекту. В 1938–1989 гг. в составе депутатов Верховных Советов СССР и союзных республик наблюдались важные изменения: увеличилась доля рабочих и крестьян, женщин, людей образованных, зрелого и пожилого возраста; уменьшилась доля служащих, русских и малограмотных. Депутатский корпус стал более сбалансированным по всем параметрам и существенно более образованным, но в нем по-прежнему сверхпредставленными были члены и кандидаты в члены КПСС, мужчины, служащие, интеллигенция, функционеры, а недопредставленными — беспартийные, женщины, рабочие, крестьяне и русские. Одна треть депутатов являлись партийными, советскими, комсомольскими и профсоюзными функционерами, вторая треть — руководителями промышленных и сельскохозяйственных предприятий, учреждений разного рода, представителями генералитета и элитарной интеллигенции. В целом в депутатском корпусе концентрировалась элита, в том числе в Верховных Советах союзных и автономных республиках — национальная элита титульных народов. Верховный Совет нельзя считать реальным парламентом — высшим законодательным органом в государстве, полномочным принимать законы, формировать и контролировать исполнительную власть. В нем концентрировались не профессиональные политики, как в западных парламентах, а элита. Для большинства депутатов деятельность в Советах являлась не основной профессией, а почетной работой по совместительству на общественных началах.

KW - состав Верховных Советов, реальная и символическая власть, политическая колея, демократический авторитаризм, Верховный совет, Земский собор, электоральная статистика

M3 - статья

VL - 13

SP - 141

EP - 171

JO - Modern History of Russia

JF - Modern History of Russia

SN - 2219-9659

IS - 1

ER -

ID: 114754018